Наставница отрока Прохора
Издательство “Лествица” выпустило в год юбилея работу протоиерея Сергия Ильина с подробным изложением учения преподобного Серафима о Святом Духе.
В приложении приводятся келейные правила и заповедь инокиням Дивеевского монастыря. Издательство “Форум” переиздало одно из первых житийных изданий о старце Серафиме, впервые выпущенное в 1863 году.
“Знаете ли вы, кто благословил и наставил на великий подвиг спасения души новоявленного угодника земли Русской, преподобного Серафима?.. Знаете ли вы, кто повелел ему отправиться в Саровскую обитель, дабы, поселившись, искать там молитвенного убежища?..” С этого вопроса начиналась изданная в Киеве в 1911 г. книга священника Владимира Зноско “Рясофорный монах (девица) Досифей — затворник Киево-Печерской Лавры и первый руководитель-наставник преподобного Серафима Саровского”.
В книге рассказывалось о дивном житии подвижницы, именуемой ныне святой Досифеей Киевской. Рожденная в 1721 г. в семье рязанских дворян Тяпкиных, чьи предки сделались знатными благодаря верной службе святому князю Димитрию Донскому, Дарья — так звали преподобную Досифею в миру — с двухлетнего возраста пребывала в Московском кремлевском женском монастыре Вознесения Господня. Подвизавшаяся здесь бабушка Дарьи, монахиня Порфирия, уговорила родителей девочки, у которой имелись старшие сестры, оставить внучку при ней. Когда через семь лет родные забрали Дарью домой, воспитанная в подвижничестве отроковица не пожелала вести привычную для ее семьи светскую жизнь и мечтала стать инокиней. Когда же спустя шесть лет родственники заговорили о выдаче Дарьи замуж, она тайно ушла из дому.
“Духовный регламент” времен Петра I действовал против Дарьи, и потому она, подражая древним святым — Марии Вифинской (VI в.) и Евфросинии Александрийской (V в.) — переоделась в мужскую одежду, назвала себя мужским именем и отправилась в мужской монастырь. Представившись “беглым крестьянином Досифеем”, Дарья три года трудилась на послушании в Троице-Сергиевой лавре. Узнанная своими родными, которые посетили обитель, Дарья немедленно ушла в Киев, где, получив отказ на прием в Печерскую лавру, поселилась в южных окрестностях города, возле лаврской Китаевской пустыни. Выкопав здесь для себя отдельную пещеру, Дарья уединилась в затворе. Стяжав дар прозорливости, она наставляла многих мирян и обрела славу “затворника Досифея”.
Во время своего визита в Киев в 1744 г. подвижницу посетила императрица Елизавета Петровна, по приказу которой было исполнено давнее желание “крестьянина Досифея” — пострижение в рясофор. Впоследствии преподобная Досифея переселилась в Лавру, а перед кончиной вернулась в Китаево — в наземный скит. Именно здесь подвижница пророчески указала курскому юноше Прохору Мошнину — будущему преподобному Серафиму — путь в Саров.
Будучи почти ровесницей преподобного Паисия Величковского, святая Досифея вместе с ним возрождала монашеское подвижничество на Руси. Заочно эти угодники Божии высказывались друг о друге с великим уважением.
Так таинственно, в зримых образах, переплелись в житии преподобной Досифеи эпоха святых Печерских и преподобного Сергия с эпохой святых Паисия Величковского и Серафима Саровского. Загадка происхождения преподобной Досифеи раскрылась лишь после кончины подвижницы...
Ныне, в год двух юбилеев — 100-летия со дня прославления преподобного Серафима в лике святых и 10-летия канонизации преподобной Досифеи — книга о. Владимира, который является автором целого ряда житий киевских подвижников XVIII—XIX вв., переиздана вновь. Книга богато иллюстрирована и снабжена редакционными историческими примечаниями и послесловием. Дополняя сведения о. Владимира, они помогают читателю глубже осмыслить узловые моменты жития святой Досифеи, значение ее подвижнического пути, а также более детально познакомиться с историей и святынями Киево-Китаевской пустыни — места трудов и упокоения мощей преподобной, куда сегодня устремляются тысячи паломников.
|