Брак, семья, дети
Чем отличается влюбленность от любви? Как правильно вступить в брак и сохранить его? Об этом рассказывается в новой книге священника Илии Шугаева «Брак, семья, дети», выпущенной Издательским Советом Русской Православной Церкви. Книга составлена на основе бесед со старшеклассниками подмосковного города Талдома.
Чем отличается влюбленность от любви? Как правильно вступить в брак и сохранить его? Об этом рассказывается в новой книге священника Илии Шугаева «Брак, семья, дети», выпущенной Издательским Советом Русской Православной Церкви. Книга составлена на основе бесед со старшеклассниками подмосковного города Талдома.
«Эти беседы возникли как крик отчаяния при виде того, что творится с современной семьей», — говорится в предисловии. Автор выражает надежду, что в школах возобновится предмет «Этика и психология семейной жизни», но уже с православным наполнением. «Ведь физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя эти предметы изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, а в школах об этом ничего не говориться», — справедливо замечает отец Илия.
«Возможен ли брак по любви?» — с этого вопроса начинается первая из 11 бесед. «Еще ни один человек на земле не вступал в брак по любви», — утверждает автор. Любовь — это труд, она рождается в браке после многих лет совместной жизни и не зависит от внешних условий, таких как красота, ум и тем более настроение. До брака человека узнать невозможно, — с этим трудно не согласиться. Как же тогда вступать в брак? Отец Илия предлагает два «рецепта». Первый — искать не супруга для себя, а отца (мать) для своих будущих детей. «Для себя обычно ищут того, с кем интересно сходить на дискотеку, с кем можно пройтись по улице, чтоб подруги завидовали. А для своих детей мы найдем все-таки кого-нибудь получше, может быть, не самого крутого и красивого, но самого надежного». Второй путь — надежда на волю Божию и совет старших (родителей, духовника), но он подойдет только верующему человеку.
Отец Илия напоминает, что в Православной Церкви супружеское соединение не считается чем-то скверным. Это видно уже из того, что среди церковных праздников некоторые посвящены зачатию, — например, зачатию Пресвятой Девы Ее матерью — праведной Анной. Однако с момента зачатия ребенок уже не принадлежит своим родителям, поскольку это уже новое существо, со своей жизнью. Иногда аборты оправдываются тем, что зародыш представляет собой часть тела матери, которым она может распоряжаться по своему усмотрению. Споря с подобными аргументами, отец Илия указывает на два момента: во-первых, тайна зачатия в руке Бога, Он дает душу еще бесформенной клеточке; во-вторых, нельзя считать зародыш частью тела матери, так как он существует в утробе как отдельный организм — ни одна капля крови матери не попадает в кровеносную систему ребенка.
В беседе «Кто глава семьи?» рассказывается о различиях между мужчиной и женщиной, из которых вытекает различие их семейных обязанностей. Женщина создает внутреннюю атмосферу семьи. Ей для этого даны особая интуиция, мягкость характера и чуткость. Мужчина — это глава семьи, который должен принимать решения и защищать семью, для этого ему дарованы от Бога логичный ум, твердость воли и эмоциональная устойчивость. «Лучше каждому развивать свой дар, данный ему Богом», — таков вывод автора.
Книга написана доступным языком, со множеством остроумных примеров. Немного психологии, пастырская и житейская мудрость, примеры из классической и святоотеческой литературы — благодаря этому читать ее не только интересно, но и познавательно. Книга может быть полезна православным педагогам, решившимся выступать перед старшеклассниками с лекциями о браке, родителям и самим молодым людям — как верующим, так и неверующим.
|