№ 17 (318) сентябрь 2005 / Чтение

Следующая статья...»

Нерукотворный Спас

Презентация книги «Спас Нерукотворный в русской иконе» состоялась 29 августа в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в Трапезной палате Спасо-Андроникова монастыря. Это событие было приурочено к престольному празднику Спасского собора — перенесению из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа.

Книга, выпущенная издательством «Московский учебник и картография», продолжает научно-культурную серию «Христианские реликвии», посвященную 2000-летию христианства. Авторы — известные специалисты по искусству Древней Руси Лилия Евсеева, Наталья Чугреева и Алексей Лидов — поставили перед собой двойную задачу: представить историю реликвии Мандилиона (араб. «плат») и развитие иконографии Спаса Нерукотворного в русском искусстве. Подобное исследование проведено в науке впервые. В книге рассказывается об обстоятельствах пребывания святыни в Эдессе и ее почитании в Константинополе, о русских иконах Спаса Нерукотворного XIIXX веков.

Издание представляет собой современное сочетание монографии, альбома и научного каталога, который включает в себя около двухсот икон, книжных миниатюр и гравюр, а также памятников лицевого шитья XIIXX веков с изображением Спаса Нерукотворного. Большая их часть хранится в московских музеях, а некоторые уникальные памятники — в частных собраниях.

В приложении к книге опубликован специально подготовленный для данного издания перевод византийской «Повести императора Константина о Нерукотворном Образе» (X век).

На презентации книги, которую открыл директор Музея им. Андрея Рублева Геннадий Попов, выступил викарий Московской епархии архиепископ Истринский Арсений. Он огласил приветствие Святейшего Патриарха Алексия, в котором высоко оценен труд искусствоведов и выражена благодарность за создание уникального фундаментального исследования по иконографии Спаса Нерукотворного. Говоря об этом образе, архиепископ Арсений отметил: «Церковь увековечила необычный момент из жизни Спасителя — вода и полотно Христом были превращены в Его пречудный лик, который имел целебную силу». Иерарх напомнил, что Нерукотворный Образ был «знаменем русских людей на многих полях сражений, во время нашествия иноплеменных захватчиков». Архиепископ Арсений поблагодарил «тружеников музеев — больших помощников православия», которые продолжают свои исследования в области древнерусского искусства, тогда как в Церкви научное осмысление этих памятников сейчас «отошло на второй план» — восстанавливая храмы, клирики вынуждены углублять свои познания в сортах кирпича и марках цемента.

Представитель московского комитета по телекоммуникациям Геннадий Львов сообщил, что представленная книга вышла в рамках издательской программы Правительства Москвы, которое целиком оплатило издание.

Авторы книги говорили о знаменательном событии, которое приурочено к престольному празднику и презентации: на один день в Музей им. Рублева из хранилища Государственного исторического музея (ГИМ) была доставлена икона «Спас Нерукотворный» XIV века. Как пояснила Лилия Евсеева, это та самая икона, которая 650 лет назад была привезена из Константинополя в Москву митрополитом Алексием как благословение на его святительское служение. Согласно преданию, эта особо почитаемая икона является одним из трех списков с подлинного Убруса Спасителя (еще два списка хранятся в Италии). В честь образа Спаса Нерукотворного и именно для этой иконы и был основан святителем Алексием Спасский монастырь в Москве. В 1920-х годах икона была изъята из монастыря, и о ее судьбе ничего не было известно до недавнего времени, когда она обнаружилась в запасниках ГИМа. Таким образом,  как подытожил Алексей Лидов, в престольный праздник прихожане Спасского собора и сотрудники музея празднуют «воссоединение монастыря с его иконой, ради которой он был построен».

По окончании презентации состоялся крестный ход во главе с настоятелем Спасского собора отцом Вячеславом Савиных, который нес образ Нерукотворного Спаса. Затем прихожане и участники презентации проводили икону на прежнее место хранения в Государственный исторический музей, где будет продолжено ее изучение.

Нерукотворный образ Спасителя, известный в византийской традиции как Святой Мандилион, а в славянском мире — как Святой Убрус, является одной из главных святынь христианского мира. Плат с запечатленным на нем ликом Христа, который, согласно древнему преданию, возник не по воле художника, но как явленное чудо, считался древнейшей иконой, давшей божественное основание для всей традиции иконописания. Перенесение прославленной реликвии из сирийского города Эдессы в Константинополь 16 августа 944 года положило начало ежегодному церковному празднованию Св. Убрусу, которое, по новому стилю, совершается 29 августа. В XIV веке в Москве в честь Нерукотворного Образа был поставлен монастырь, известный как Спасо-Андроников (в настоящее время в его древних стенах разместился Музей имени Андрея Рублева).

Старостин А.С., Тростникова Е.В.

Следующая статья...»

№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 8(381) апрель 2008



№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 23(372) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 6 (355) март 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 20(345)октябрь


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006




№ 11 (335) июнь 2006


№ 10 (335) май 2006



ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика