О проблемах современной православной детской литературы
Тема детского чтения в последнее время стала одной из главных в дискуссиях, ведущихся в православной среде. В притворах храмов и в интернет-сообществах не утихают споры об авторах и издательствах, допустимости некоторых литературных приемов и, главное, о том, насколько полезны для наших детей книги, которые лежат на прилавках магазинов.
Усиление интереса к детской литературе обусловлено многими факторами. И далеко не последнюю роль здесь сыграла логика развития книжного бизнеса, ведь издание детской литературы — одна из самых прибыльных его отраслей. Прилавки всего мира завалены детской книжной продукцией, немалые бюджеты тратятся и на ее агрессивную пропаганду. Целевая аудитория этой пропаганды — не дети, а их родители. Социологи уже давно отмечают, что современные взрослые впадают в детство, и именно они становятся основными потребителями современной детской литературы. Дети читают ее «за компанию» с родителями. Соответственно,
в «детской» оболочке чаще всего преподносится совсем не детское содержание, рассчитанное на людей с уже сформированной психикой.
Многое из того, что сегодня рекламируется в крупных книжных магазинах, вызывает у православных родителей недоверие, зачастую справедливое. Поэтому в православных семьях вопрос о детском чтении встал ребром: воспитывать детей на тех книгах, на которых воспитывались сами родители, невозможно, но новые книги должны быть достаточно хороши, чтобы выдержать в детском сообществе конкуренцию с «хитами продаж» и одновременно ориентировать детей в современном мире в соответствии с христианским миропониманием.
«Церковный вестник» уже не первый раз обращается к теме детской литературы, пытаясь помочь православным родителям рассмотреть эту проблему с разных точек зрения. Сегодня мы предлагаем серию интервью с православными издателями и авторами.
Татьяна Тарасова,
заведующая редакцией
духовно-просветительской и детской литературы Издательского Совета:
— Как вы считаете, какой должна быть современная православная детская литература? Какова ее роль в воспитании детей?
— Детство — это тот период, когда формируется личность, и от него во многом зависит судьба человека. Детская литература должна быть оптимистична. Психология детей отличается от психологии взрослых. Дети верят в добро и справедливость, в открытый и радостный мир, в счастливую жизнь. Один детский писатель заметил: «Все дети от двух до пяти лет верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера — одно из важнейших условий их нормального психологическою роста». Поэтому основная проблема в том, как отразить суть православия в детской литературе, ведь для православия важна аскетика, путь постепенного духовного восхождения к Богу, жертвенность. Ребенку это еще не понятно.
Детская православная литература должна способствовать воцерковлению детей, то есть процессу усвоения ими церковных знаний и навыков молитвы. Важно также, чтобы они умели обосновать свою позицию верующего человека.
— Прежняя редакция детской литературы в Издательском Совете была преобразована в редакцию духовно-просветительской и детской литературы. Чем это было вызвано?
— Расширение статуса детской редакции связано в том числе и со спецификой детской литературы. Православная детская литература имеет не только познавательную и воспитательную направленность, главное ее содержание — вера в Бога. И чтение обычно сопровождается бесконечными детскими вопросами «почему?», «зачем?», «кто это?». Поэтому родители должны сами хорошо знать основы православной веры и христианской истории, быть верующими людьми и уметь отвечать на самые разные вопросы детей. Наши издания должны помогать и взрослому, и маленькому читателю уяснить богатство православной веры, чтобы каждый мог сказать, во что мы веруем, что такое Православная Церковь, как жить по заповедям Божиим.
— В чем же тогда принципиальное отличие детской и взрослой духовно-просветительской литературы?
— Духовно-просветительская литература раскрывает содержание Священного Писания и Священного Предания, догматические основы православия и церковного мировоззрения. Но такие книги для детей должны иметь особый характер, учитывающий специфику маленького читателя, и особую форму, доступную детскому восприятию. Чтобы ребенок обращался к православной книге, ее содержание должно быть увлекательным и соответствующим возрастному периоду ребенка.
Формирование круга детского чтения — одна из основных задач родителей и воспитателей и издателей. Сегодня православная детская книга широко представлена в книжных магазинах. Но на полках ее порой трудно отыскать, а родителям непросто разобраться в потоке выходящей литературы. Готовя книгу к печати, издатели обязательно должны указывать, на какой возраст она рассчитана, давать подробную аннотацию, по возможности выпускать книгу в определенной серии, также помогающей читателю сориентироваться. Серия — это подсказка родителям, снимающая для них вопрос «что нужно читать ребенку в этом возрасте?».
— На какие возрастные категории делится детская читательская аудитория?
— Дети от 3 до 6 лет — это наши самые благодарные читатели. В этом возрасте книга способствует постижению самых разнообразных явлений и предметов. По форме предпочтительны короткие произведения, содержащие одну простую и ясную мысль. При этом ребенок предпочитает монологам диалоги, а еще лучше, если в книге есть постоянное обращение к маленькому читателю, если ведется неторопливая беседа с ним. Именно для этой возрастной категории нужна адаптация житийных и духовно-назидательных текстов, так как они написаны языком своего времени, и многие языковые формы да и сами жизненные ситуации детям непонятны. При адаптации практикуется пересказ, выделение фрагментов и отдельных сюжетных линий, сокращение объема жития. Детские писатели и художники должны понимать и бережно хранить детское видение мира, они должны уметь создавать особые картины окружающего мира, узнаваемые для ребенка и поучающие его.
Период с 6 до 10 лет можно назвать периодом «самостоятельного» детства. Это время познания ребенком окружающего мира, формирования его личности, становления оценочных критериев, определяющих поведение человека в будущем. Читаемые в этом возрасте книги намного сложнее, больше по объему и направлены на то, чтобы помочь ребенку осознать себя и понять окружающий мир. Большинство детских книг, выпущенных Издательским Советом, ориентированы именно на этот возраст, хотя их читают и более старшие дети.
— Как вы находите талантливых авторов и художников?
— Найти таких авторов и художников для современных издателей — это большая проблема. Ведь взрослые авторы при создании детских произведений чаще всего обращаются к опыту своего собственного детства. А детство было, как правило, без Бога. К тому же современная жизнь меняется очень быстро, а вместе с нею становятся другими и дети, изменяется устроение их души. Все чаще встречаются дети, воцерковленные с первых лет жизни.
Сегодня начинают стираться барьеры между светской и духовной литературой для детей. Светская детская литература, которая долгие годы испытывала кризис жанра, возвращается к духовности и вере как к основному и необходимому содержанию детской книги. И это неудивительно. Ведь самая первая детская книга, изданная в России в XVII веке, была посвящена религиозному воспитанию детей.
Ольга Голосова, главный редактор издательства «Лепта-Пресс»:
Детская литература менее всего освоена в православии. Писать хорошие детские книги очень непросто. Дети не терпят фальши и морализаторства, они очень чутки к сюжетной линии. То, что мы сейчас часто встречаем — стихи с рифмами «крестился — развеселился», «капель — купель», — эта литература пишется только для того, чтобы ее продать. Люди на безрыбье все это купят. Но любовь к Богу невозможно внушить такими бездарными произведениями. Они вызывают только отвращение.
Вообще любовь к Богу — тема наиболее сложная в литературе. Практически все могут вспомнить определенные моменты в своей жизни, которые были связаны с совершением какого-то греха, но мало кто даже из маститых писателей в состоянии описать опыт своей праведной жизни, опыт пребывания с Богом и радость от этого пребывания. Конечно, есть писания, которые нам оставили пророки, святые отцы, подвижники, но детям это непонятно.
Дети в наши дни отдалены от природы, не умеют ни играть, ни дружить, ни общаться, они с малолетства подсаживаются на телевизор, компьютерные игры и вообще развлечения. Дети сейчас не трудятся, они оказываются в вакууме. На этой «благодатной» почве вырастают такие жанры детской литературы, как «детские детективы», «ужастики», бессмысленные приключения. В результате ребенок не хочет познавать мир, он хочет, чтобы его развлекали. Развитие нравственно-эмоциональной сферы с помощью такой литературы невозможно.
Основная проблема детской православной литературы — отсутствие современных авторов. Мы очень многое сделали, чтобы найти новых авторов, выпускать оригинальную современную литературу, а не репринтные издания.
Наиболее ярким примером здесь является Юлия Вознесенская, автор книги «Юлианна, или Игра в киднеппинг». Эта книга направлена против разного рода «волшебства», которое царит сейчас в детском чтении, когда любая книжка, где действует эльф, гном или Маша с волшебной палочкой, считается шедевром. «Юлианна» — это книга, понятная детям, она не поучает, а показывает все на конкретных примерах. В ней рассказывается о двух девочках — одна из них верующая, а другая нет, — которые попадают в разные сложные ситуации. Это трилогия — скоро выйдут еще две части: «Юлианна, или Опасные игры» и «Юлиана, или Игра в дочки-матери».
Еще у нас вышла книга Елены Крыжановской «Юта, или Суп с каракатицей», предназначенная для детей 4—5 лет.
Маленький ребенок не может сам выбирать что хорошо, а что плохо. Он нуждается в том, чтобы ему это объяснили. Но современная детская литература очень часто не объясняет этого, она просто показывает разные картинки. Если мы хотим, чтобы у ребенка сформировались нравственные ценности, нужно каждый раз повторять, что зло — это плохо, а добро — хорошо. Сам стиль повествования должен показывать, что прав хороший герой, какие бы испытания ему не пришлось пережить.
Я бы отметила еще книгу Н.Блохина «Диковинки красного угла», она для детей постарше. Эта книга уже выходила в «Даниловском Благовестнике», теперь выходит у нас. Мы ее сделали большой, цветной, и она уже получила первую премию на детской книжной ярмарке.
Очень интересны книги Б.Ганаго (издательство Белорусского экзархата), но у этого автора есть один недостаток — он повторяется. Психика ребенка требует движения, игры, поэтому нужно все время находить новые слова.
Если говорить о других издательствах, то, конечно, хочется отметить работу Издательского Совета Русской Православной Церкви. Здесь выходят самые удачные издания детской литературы. Другие либо экономят на бумаге, либо полиграфически слабоваты.
Детская книга обязательно должна быть хорошо оформлена. Конечно, можно издавать книги для детей на газетной бумаге и без картинок, но ребенок младше 10 лет просто не воспримет такую книгу, вы не заставите его ее читать. Ребенок набирает впечатления не только и не столько из слов, сколько из иллюстраций. Так устроен детский мозг: зрительный ряд доминирует над слуховым.
Монах Лазарь (Афанасьев), детский писатель: ребенок должен понять, что его душа любит Господа
— Отец Лазарь, как вы оцениваете ситуацию в современной православной детской литературе?
— Сейчас очень много переиздают классику (произведения Л.Чарской, К.Лукашевич), а новых книг мало. Они в основном невысокого уровня.
Современные авторы пытаются показать свою церковность. Этого быть не должно. У Чарской, например, нет показного православия, но жизнь в Церкви естественна, как дыхание. Я думаю, что крупные писатели у нас еще появятся. Пока их нет. Когда появляется что-то значительное, это сразу видно.
— Каким представляется вам ваш маленький читатель?
— Это читатель определенного возраста — от 6 до 11 лет. Мне хотелось дать православную аскетику в сказочном сюжете, чтобы это было как-то воспринято детьми. Светские детские книжки ребенка только развлекают, рассеивают, а детей нужно учить милосердию, состраданию.
— Как вы думаете, совместим ли сказочный сюжет с православным вероучением?
— Конечно совместим. Вспомните басни, притчи. Ведь и Господь говорил притчами.
Мне не нравится, когда в детских книгах действуют ангелы, бесы, колдуны. Потоньше и попроще надо делать. Ребенок должен сам делать свои выводы. Морализаторство, поучения — это все бывает нудновато. Ребенка очень трудно учить, и надо осторожно это делать, исподволь.
— А что вы скажете о таком недавно появившемся жанре, как жития святых для детей?
— Я считаю, что такие жития — это вообще незаконный жанр. Такую литературу нельзя упрощать, пересказывать. Жития или Библию лучше читать вместе с ребенком и постоянно все ему рассказывать, объяснять.
— Какую истину должна доносить книга до маленького читателя?
— Главное — пробудить любовь к Богу, любовь к молитве. Ребенок должен понять, что его душа любит Господа. Тогда все будет в порядке.
|