Литература о браке
Литература о браке, семейной жизни и взаимоотношениях между поколениями представляет одно из перспективных направлений развития церковной книги. Первоначально интерес православного читателя вызывали работы о монашестве, старчестве, чудесных явлениях, тогда как внимание к практическим сторонам жизни мирян выросло несколько позже.
Переиздаваемые дореволюционные пособия носили по преимуществу формальный, сухой характер семейно-воспитательных уставов. В них изображался общий план патриархального семейного быта с твердым распорядком и разделением обязанностей в доме. Акцент делался на моральной стороне дела: чувстве долга, почитании старших, ответственности за детей, важности сохранения общественного порядка и пр.
Значительным шагом вперед стало издание книг, написанных в подполье в советское время, работы Н.Е. Пестова «Современная практика православного благочестия» и «Домашняя Церковь» прот. Глеба Каледы. Вместе с традиционными положениями в них предпринималась попытка осмыслить характерные трудности времени и способы противостоять искушениям мира. В частности, Н.Е. Пестов развивает характерную концепцию «монастыря в миру», т.е. более широкого перенесения на почву семьи аскетических методов внутреннего совершенствования и хранения чистоты. Прот. Глеб Каледа считает наиболее важным поддерживать в семейном кругу атмосферу теплоты и доверия, способствовать раскрытию интересов и способностей каждого, в том числе и через приобщение к наиболее глубоким образцам искусств, научным занятиям, другим сферам деятельности, в которых христианин ощущает готовность служить Господу и окружающим людям.
Особый разряд литературы — пастырские советы и наставления в семейной жизни. Брошюры, составленные в форме вопросов и ответов, в большом количестве выпускались во второй половине 90-х годов. К сожалению, им явно не доставало общего философского видения семейных проблем. Обсуждение различных частных вопросов — «как отучить мужа от пьянства?» или «отдавать или не отдавать ребенка в детсад?» — велось в отрыве от общего контекста жизни семьи и отношений внутри дома, проблем православной духовности в современном мире. В качестве наиболее положительного примера изданий подобного рода можно рекомендовать книгу прот. Евгения Шестуна «Православная семья».
Большой интерес представляет исследование проф. С.В. Троицкого «Философия христианского брака». Семья интересует автора с точки зрения ее первоначального замысла и духовного предназначения. С этой целью подробно рассматриваются свидетельства Библии о бытии в раю первой супружеской четы, Адама и Евы, приводится большое число святоотеческих суждений о браке. Работа была написана проф. Троицким в эмиграции в 1940-х годах. По сути, это единственная попытка сложить на основе православной богословской традиции целостное учение о браке. Основной недостаток книги состоит в ее сугубо теоретической направленности. Реальная жизнь семьи с ее повседневными нуждами и проблемами с трудом угадывается в изображаемом автором идеальном образе.
Новым для православной литературы о семье является психологическое направление. Интерес к психологии в связи с семейной проблематикой не случаен. Трудности современной семьи связаны с серьезными переменами внутри самого человека. Внутренний разлад и неуравновешенность, склонность к обидчивости и подозрительности, предпочтение своего «я» и боязнь за себя, раздражительность и леность делают крайне запутанными и противоречивыми взаимоотношения в домашнем кругу.
Среди книг на семейную тему, написанных психологами, выделяется фундаментальная работа «Психопатический круг в семье» свящ. Анатолия Гармаева. Выход из замкнутого круга автор усматривает в полноценной церковной жизни, участии в Таинствах, готовности строить отношения с ближними на основании христианского нравственного закона. В книге проводится интересное сопоставление данных современной науки со святоотеческим учением о страстях. В то же время этой работе присущи все слабости, характерные в целом для литературы психологического толка: интеллектуализм, мнительное копание в себе и других, стремление раскладывать «по кирпичикам» человеческую душу и поведение, действовать по заранее распланированной программе, скрыто влиять на людей. Вызывает сомнение и сама цель психологических изысканий о. Анатолия: построение новой науки «нравственная психология», по поводу чего можно заметить, что нравственность не принадлежит к разряду психологических явлений. Нравственность есть высшая способность человеческой души, сотворенной по образу и подобию Божию, и любой по-настоящему нравственный акт совершается человеком не из психологических побуждений, но против и над таковыми.
Итак, за последние годы православная литература о семье получила значительное развитие. Однако тема далеко не исчерпана и в будущем потребует серьезных усилий, чтобы опыт православной традиции, необходимый родителям и супругам, передавался самым доступным и действенным образом, служил реальному укреплению семейных основ, помогал находить правильные решения в разного рода затруднительных ситуациях.
|