№ 21 (394) ноябрь 2008 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Фестиваль «Вера и слово» — главный смотр православных СМИ

В преддверии третьего православного фестиваля СМИ «Вера и слово», который состоится с 24 по 27 ноября в Москве, мы побеседовали с редакторами православных изданий, участниками предстоящего форума. Они подвели итоги своей работы

на предыдущих фестивалях, рассказали об актуальных тенденциях и задачах православной журналистики,

а также о планах и перспективах своих изданий.

 

Игумен Лонгин (Чернуха),

главный редактор «Церковной православной газеты», официального издания Украинской Православной Церкви:

Мы с радостью приняли приглашение к участию в фестивале «Вера и слово». Надеемся, что встречи с коллегами обогатят нас в профессиональном плане, наполнят свежими идеями и дадут творческий импульс к дальнейшей работе. Возможно, мы получим рекомендации и подсказки, не исключаем и критических замечаний, что касается наших информационных изданий, их внешнего вида и качества информации. Мы понимаем, что в профессиональном плане нам нужно расти, а это невозможно без общения с профессионалами. Например, недавно в Киеве был ответственный редактор «Церковного вестника» Сергий Чапнин. Даже непродолжительная встреча с ним помогла мне определиться в некоторых вопросах, связанных с работой в нашей официальной газете. Естественно, большего эффекта мы ожидаем от встречи с целым рядом профессионалов в области православных СМИ.

С другой стороны, мы рады представить свою работу, познакомить с жизнью православных СМИ в Украине. В этом году наша официальная делегация состоит из 12 человек, которые будут представлять «Церковную православную газету», официальный сайт УПЦ, телепрограмму новостей «Мир Православия», неофициальный сайт «Православие в Украине» и телеканал «Глас». В  связи с этим мы хотим поблагодарить организаторов фестиваля за то, что они пошли нам на встречу и предоставили возможность принять участие в этом мероприятии большому числу участников.

В дни работы фестиваля «Вера и слово» нам было бы интересно узнать, каким образом сотрудники православных изданий работают со светскими СМИ. Чем привлекают внимание светских журналистов к церковной жизни, как устанавливают с ними добрые связи или ведут полемику на страницах нецерковных изданий.

Мы надеемся, что участие в этом фестивале поможет нам в подготовке подобных мероприятий в Украине для епархиальных СМИ и светских журналистов. В  этом есть большая необходимость, так как в церковной журналистике все-таки еще ощущается разрозненность и часто непрофессионализм, а светские СМИ обычно проявляют интерес только к чему-то скандальному или тривиальному, а не к существенным сторонам церковной жизни.

 

Юлия Данилова,

главный редактор журнала «Нескучный сад»:

На предыдущих фестивалях «Вера и слово» мне запомнился неподдельный и конструктивный интерес участников друг к другу, заинтересованность в плодотворной профессиональной дискуссии. Для «Нескучного сада» прошлый фестиваль оказался очень полезной площадкой тестирования новых идей, в частности в области иллюстрирования.

Православными СМИ пройден некий первый этап накопления опыта, проб и ошибок. По моим ощущениям, православные СМИ выходят «на большую воду». Они наконец-то стали получать хорошие отзывы от коллег из «больших» СМИ, которым стало интересно с ними сотрудничать. То, что было дискуссионым еще вчера (например, вопрос о языке, на котором надо говорить с читателем), сейчас уже признано всеми как желательная норма: открытость к читателю, стремление избегать высокопарности, энергичный стиль, современная подача.

В нашем журнале происходят динамичные перемены: «Нескучный сад» становится ежемесячником, что потребует напряжения всех сил, и творческих и организационых. Мы видим свою задачу в освоении таких жанров, как аналитика, очерк, эссе, богословское осмысление новостных событий. Надеюсь, что в наше непростое время, когда многих уже затронул кризис, православным СМИ удастся не просто удержаться на плаву, но и переосмыслить прежние (слишком, на мой взгляд, «неторопливые» и ориентирующиеся не на нужды вдумчивого читателя, а на субъективные вкусы редакций) подходы к выбору тем и подаче материала, — то есть выйти на новую ступень.

Самая актуальная задача, которая стоит сегодня перед церковными журналистами, — это профессиональный рост, осознание того, что православная журналистика — это не хобби (ни к чему не обязывающее), а профессия, и православный журналист просто обязан владеть ремеслом чисто технически. До сих пор у нас многие православные журналисты являются любителями — они предпочитают не работать с фактами, не собирать и осмыслять информацию, не давать читателю эксклюзив, а рассуждать на околобогословские или житейские темы, исходя лишь из своего собственного жизненного опыта или способности отвлеченно рассуждать на заданную тему. Колумнистика — почтенный жанр, но колумнист — это не любой складно рассуждающий студент (или домохозяйка), а эксперт в той или иной области.

Другая задача — развивать в себе чуткость к тем острым вопросам, которые волнуют общество в отношении Церкви. Мы должны перестать быть «аутистами», мы должны давать ответы на те вопросы, которые реально волнуют людей, в том числе и нецерковных.

 

Евгений Бронский,

пресс-секретарь Ставропольской епархии:

Фестивали «Вера и слово» прошлых лет мне запомнились живой атмосферой откровенного общения по самым разным темам, не только сугубо профессиональным. Важной и полезной была учеба — будь то мастер-классы, лекции или круглые столы.

Сегодня средства массовой коммуникации окончательно сформировались как отрасль предпринимательства. Одни бизнесмены выпекают булки, другие отливают металл, третьи печатают газеты и организуют телеканалы. Бизнес-составляющая очень сильна даже в самых идеологизированных изданиях. Но где-то глубоко внутри этого процесса все-таки сохраняется первоначальный смысл журналистской работы, поэтому в светских СМИ церковная тематика и, шире, проблемы духовно-нравственной жизни все равно остаются востребованными. Хотя довольно часто приходится сталкиваться с предложениями перейти на коммерческие условия публикации.

Сейчас мы начинаем активнее работать с социологией. Исследование аудитории иногда очень серьезно корректирует нашу работу, потому что достаточно часто наши журналисты ориентируются на свои личные проблемы и представления.

Наверное, это прожектерство, но хотелось бы, чтобы церковная журналистика заняла в России практически незаполненную сегодня нишу качественной прессы. Важно пойти против современной тенденции сведения периодики к таблоидам, которая, хочется надеяться, не будет длиться долго. Конечно, надо сохранять и внутрицерковную печать, епархиальные ведомости. И  все же к широкому читателю стоило бы выходить не столько с рассказом о церковной жизни, сколько с анализом жизни общества и государства в целом с церковной точки зрения.

Что касается телевидения, то и здесь сегодня кажется более перспективным делом производство документального кино, публицистики, культурологических, детских программ нашими студиями для светских каналов. При поддержке действующих православных каналов, конечно. На фестивале мы могли бы обсудить это на уровне концепции, и в случае согласия не откладывать дело в долгий ящик, а придумать конкретные проекты и начать их осуществление.

 

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008





№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008




№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008


Фестиваль «Вера и слово» — главный смотр православных СМИ




№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 3(376) февраль 2008



№ 21(370) ноябрь 2007




№ 6 (355) март 2007



№ 5 (354) февраль 2007









ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика