Задача церковных СМИ —создавать положительный образ Церкви
Традиционная встреча православных журналистов, сотрудников епархиальных пресс-служб и светских журналистов, пишущих о Церкви, состоялась 28 января в Издательском Совете Русской Православной Церкви в рамках XII Рождественских чтений. Заседание секции «Православная журналистика» и дискуссии на «круглом столе» «Информационная политика Церкви» были посвящены широкому кругу вопросов, касающихся деятельности православной прессы, и в частности, подготовке к Первому фестивалю православных средств массовой информации, намеченному на ноябрь 2004 года.
Открывая заседание секции, председатель Издательского Совета протоиерей Владимир Силовьев назвал предстоящий фестиваль православных СМИ одним из главных событий года и призвал собравшихся принять активное участие в его подготовке и проведении. В предварительной программе фестиваля заявлены научно-практические конференции для журналистов церковных и светских СМИ, фотовыставки и концерты, ориентированные на широкую аудиторию.
Главный редактор журнала «Православная беседа», председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев и лидер парламентской фракции «Родина» Сергей Глазьев говорили о задачах православной общественности в преддверии президентских выборов. Сергей Глазьев считает необходимым принятие закона о социальном партнерстве Церкви и государства, в рамках которого могут быть решены все основные проблемы, стоящие сегодня в повестке дня церковно-государственных отношений.
Протоиерей Максим Козлов рассказал журналистам о Всезарубежном пастырском совещании Русской Православной Церкви Заграницей, которое состоялось в декабре 2003 года в г. Наяк (США). Отец Максим присутствовал на этом совещании как один из наблюдателей со стороны Русской Православной Церкви. По его словам, последствия объединения двух частей Русской Церкви могут быть чрезвычайно плодотворными. С одной стороны, это позволит создать «твердое и здоровое консервативное крыло, что выведет наших псевдо-правых на маргинальный уровень». С другой стороны, воссоединение «сдержит крайне-либеральные воззрения в Церкви: придется сто раз подумать, прежде чем посылать представителей на общую молитву в Ассизи».
Ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин рассказал о планах учреждения Ассоциации православных журналистов в рамках подготовки к фестивалю. Создание этой Ассоциации было инициировано рядом епархиальных СМИ на XI Рождественских чтениях в 2003 году, и эта инициатива получила благословение Святейшего Патриарха. «Мы не считаем необходимым объединяться с уже существующими профессиональными журналистскими союзами, которые решают свои корпоративные задачи, но мы будем с ними сотрудничать», — подчеркнул Сергей Чапнин. Задачу консолидации православного журналистского сообщества он назвал одной из приоритетных.
Как всегда остро встал вопрос о специфике освещения религиозных проблем в светских и церковных изданиях. Преподаватель факультета журналистики Российского православного университета священник Владимир Вигилянский считает, что пока «православная пресса не может конкурировать со светской в профессиональном смысле». «Девяносто девять процентов тех изданий, которые лежат на полках в Синодальной библиотеке, направлены на внутрицерковную аудиторию. Мы вообще не обращаемся к тем, кто в социологических опросах идентифицируют себя как православные, но пока не воцерковлены». Как отметил отец Владимир, некоторые светские СМИ систематически развязывают пропагандистские кампании, порочащие известных церковных деятелей и не встречающие достойного ответа со стороны православных журналистов. Последний пример такого рода — массированная кампания против архимандрита Тихона (Шевкунова).
«Мы сами создаем барьер между светским обществом и Церковью», — уверен отец Владимир. К тому же «мы выпускаем скучнейшие новости и пользуемся светской новостной лентой, а не они — нашей».
Однако этот тезис встретил возражения собравшихся: в крупнейших информационных агентствах ИТАР-ТАСС, РИА «Новости» и других о Церкви пишут воцерковленные люди, которые при этом обладают высоким профессиональным уровнем. В течение последних лет был выработан удачный формат информационного сообщения о церковных событиях, который соответствует современным журналистским стандартам и в то же время отличается бережным и корректным отношением к содержанию. Именно новостная журналистика является хорошим примером сотрудничества Церкви и федеральных СМИ. В кризисе находятся прежде всего аналитические жанры, но это характерно не только для православных СМИ, но и для всей российской журналистики. Сергей Чапнин считает, что должны быть выработаны такие форматы аналитических материалов, которые при анализе событий и тенденций будут опираться на систему евангельских ценностей, а не обслуживать, как в прежние годы, корпоративные интересы. Для этого необходимо развитие консервативных СМИ — они должны помочь решить проблему взаимопонимания между светской прессой и Церковью. Что касается собственно православных СМИ, то главный жанр, отсутствие которого сказывается на уровне понимания мирянами современной церковной жизни, — это аналитический комментарий. За последние пятнадцать лет был принят ряд важнейших документов, таких как Устав и «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», различные постановления Священного Синода. Все они были опубликованы, но из-за отсутствия комментариев, которые объяснили бы, как применять эти документы на практике, как именно и в какой степени они должны регулировать ту или иную сферу жизни православного христианина или церковно-общественной организации, они не были должным образом восприняты основной массой верующих.
О том, к какой аудитории обращается православная пресса, размышлял главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда. Считая, что надо обращаться не только к воцерковленному читателю, но и к «сомневающимся», он с сожалением констатировал, что миссионерские издания остаются на периферии православной журналистики. В качестве положительного примера Владимир Легойда привел пилотный номер газеты «Мирская жизнь», который сделал заместитель главного редактора газеты «Вечерняя Москва» Евгений Стрельчик. В.Легойда также предостерег православные СМИ от опасной тенденции «омузеивания» православия и отметил, что у некоторых православных изданий есть тенденция заниматься «поисками антихриста» вместо проповеди Христа.
Важным для участников дискуссии оказался также вопрос подготовки православных журналистов. По мнению о. Владимира Вигилянского, в советское время были уничтожены «уникальные профессии» церковного публициста, церковного редактора и издателя, и сейчас делаются только первые шаги по восстановлению утраченного профессионализма. Тем не менее, как было отмечено большинством собравшихся, основные поставщики кадров для религиозной прессы — выпускники факультетов журналистики светских вузов, у которых профессиональные навыки сочетаются с личной нравственной позицией.
В заседании секции и работе «круглого стола» приняли участие редакторы епархиальных газет и сотрудники пресс-служб Нижегородской, Саратовской, Архангельской и других епархий, а также Латвийской Православной Церкви. Все они отметили необходимость налаживания четкой координации между православными средствами массовой информации и обратились к Издательскому Совету с просьбой организовать обучающие семинары для повышения своего профессионального уровня и качества церковных изданий.
Подводя итоги работы секции, наместник Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон подчеркнул, что такие встречи имеют огромное значение. «Сегодня православные издания необходимы для серьезного разговора о жизни Церкви и ее проблемах. Слава Богу, что православная журналистика, несмотря на существующие трудности, развивается и исполняет свое предназначение».
|