№ 21(298) ноябрь 2004 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Светлана Миронюк, председатель правления РИА «Новости»: Церковные и светские СМИ должны научиться лучше понимать друг друга

— РИА «Новости» — одно из крупнейших информационных агентств России. Информация о событиях в религиозной жизни страны регулярно появляются на вашей ленте. Часто мы видим и серьезные комментарии ваших обозревателей по важным религиозно-общественным темам. Как случилось, что РИА «Новости» стало одним из ведущих поставщиков информации о религиозной жизни среди российских СМИ? Как в целом вам видится непростая область взаимодействия Церкви и СМИ?

— Спасибо за добрые слова в адрес агентства. Действительно, у РИА «Новости» есть определенная история и традиции в освещении религиозной жизни России. Так уж сложилось, что в советское время наш предшественник — Агентство печати «Новости» — было одним из немногих СМИ в нашей стране, которому было официально разрешено писать хоть что-то о религии в России. Да, это была продукция практически только «на экспорт», и, увы, часто это была полуправда. Но в условиях тогдашней информационной блокады российских верующих и это было ценно. Я знаю, например, что в Церкви помнят о той роли, которую председатель правления АПН Валентин Михайлович Фалин сыграл в принятии решения на высшем уровне о праздновании тысячелетия Крещения Руси в 1988 году как общенационального торжества.

Это празднование стало поворотным моментом в истории отношений между государством, обществом и Русской Православной Церковью, а затем и другими религиозными организациями нашей страны. Вскоре наступило время религиозного возрождения и становления свободных СМИ — своего рода эра «вашей и нашей свободы» — насыщенная событиями, новостями, конфликтными ситуациями. Было в ней много ярких страниц, которые описывали корреспонденты РИА «Новости» и запечатлевали наши фотографы.

Недавно мы работали над календарем на будущий, 2005 год, посвященным 20-летию перестройки. В этом календаре на каждый день года мы искали яркое и важное событие из минувшего революционного двадцатилетия. Получился своеобразный портрет эпохи. Как мы могли обойтись в нем без событий религиозно-общественной жизни? Среди них и открытие первой легальной воскресной школы, и лишение священного сана известного правозащитника Глеба Якунина, и закладка Храма Христа Спасителя, и конфликтный показ «Последнего искушения Христа» по НТВ, и завоевание российскими мусульманками права фотографироваться на паспорт в хиджабе, и недавняя встреча Патриарха Алексия с Митрополитом Лавром, и даже протесты некоторых верующих против введения ИНН. Так что картина получается насыщенная и далеко не лубочная.

Сегодня, когда наша страна находится под огнем международного терроризма, религиозная тема в СМИ приобретает новое значение. Как мне видится, время ставит перед религиозным сообществом непростые вопросы, а граждане и государство ждут от него более серьезного социального действия. Может ли российская мусульманская умма противостоять распространению заразы экстремизма и терроризма? Может ли Русская Православная Церковь, другие российские конфессии и религии оказать благотворное воздействие на распадающиеся российские семьи, воспитание детей, уход за больными и стариками? Помогут ли они стране в борьбе с коррупцией, в которой одними законодательными мерами не обойтись? Как, не посягая на свою внутреннюю целостность, религии и конфессии могут сотрудничать между собой и с нерелигиозным обществом для преодоления ксенофобии и укрепления толерантности — как внутри страны, так и на международной арене? От того, как религиозные деятели и простые верующие ответят на эти вопросы — не только словами, но и делами — а мы, журналисты, сможем обществу об этом рассказать, зависит многое в будущем нашей цивилизации. По большому счету, от этого зависит наше общее выживание как народа, наше место в быстро меняющемся мире.

Короче говоря, Церковь и СМИ должны стать полноценными институтами гражданского общества. И хотя их взаимоотношения часто бывают конфликтными — а это реальность везде в мире, далеко не только в России, — они должны научиться говорить друг с другом на понятном языке и взаимодействовать в интересах общественного развития и единства нашего народа.

Мы как информационно-аналитическое агентство, государственное по форме собственности и общественное по своим функциям, видим взаимодействие с религиозными организациями одной из своих задач. Скажу прямо: мы можем себе позволить то, что коммерческие СМИ часто позволить себе не могут — заниматься общественно важной проблематикой, заботиться чуть больше об информировании и просвещении и чуть меньше о зарабатывании денег и развлечении нашей аудитории.

Кроме того, на нас лежит такая непростая задача, как информирование международного сообщества о жизни России, объяснение процессов, происходящих в нашей стране, на иностранных языках и для зарубежной аудитории. Для этого, при всем уважении к Ф.И. Тютчеву, Россию надо понимать умом, а не только в нее верить. И здесь поле для взаимодействия между РИА «Новости» и Русской Православной Церковью весьма обширно, а работы и нам, и вам непочатый край — ведь не для кого не секрет, что в мировом общественном мнении православие неотделимо от образа России, а знаний о православии часто еще меньше, чем знаний о России в целом. А где недостаточно знания, там процветают фобии.

— Как вы отбираете новости? Есть ли у РИА «Новости» какая-то специальная редакционная политика в области религии?

— Тут я вам никакой тайны не открою. Все очень просто: событие должно быть общественно значимым и заключать в себе нечто новое — то есть то, чего раньше не было, а если было, то не так, как теперь. Поэтому я не уверена, например, что просто церковный праздник, который происходит каждый год, или какое-нибудь заседание, обсуждающее сугубо внутрицерковную проблему, — это безусловная новость для светских СМИ. А вот открытие церковного приюта для беспризорников, отправка гуманитарного груза в Чечню или Косово, дискуссии по поводу введения курса «Основ православной культуры» в школах, возвращение в Россию из США Тихвинской иконы Божией Матери, недавняя конференция по демографии, вопросы непростых взаимоотношений православных и католиков или попытки Московского Патриархата наладить диалог с Европейским Союзом — все это, безусловно, новости.

А личность того же православного путешественника и гордости России Федора Конюхова — это тоже новость, но уже для очерка. Тот же принцип действует и применительно к другим религиозным сообществам.

Никакой специальной редакционной политики в области религии у нас нет. Мы применяем к религиозным новостям те же критерии объективности, проверки фактов и оперативности, как и к другим рубрикам, будь то политика, экономика или криминальная хроника. Как светское информационное агентство, мы не можем при отборе новостей дискриминировать те или иные события по признаку их, скажем так, конфессиональной принадлежности. В то же время было бы глупо из равенства религий перед законом делать вывод, что мы должны равное количество строк посвящать всем зарегистрированным в РФ религиозным объединениям. В силу своей общественной значимости, да и просто многочисленности, традиционные религии — а среди них важнейшее место занимает Русская Православная Церковь — естественным  образом лидируют. Но и их критикам, и религиозным меньшинствам мы должны уделять внимание. Да и атеисты в нашей стране не перевелись. Другое дело, что мы отдаем себе отчет в особой чувствительности религиозной темы и не должны дословно транслировать, скажем, оскорбительные для религиозных чувств заявления. Кое-что можно и пересказать своими словами.

— Что вы думаете о часто раздающейся критике в адрес СМИ со стороны Церкви?

— Людям, наблюдающим за работой СМИ извне, часто видится определенная политика, заказ или диффамационная кампания даже там, где их на самом деле нет. Да, наша журналистика несет определенную ответственность за падение своего авторитета в обществе, в том числе и среди православных верующих. Но поверьте, очень часто в действительности действуют совершенно другие факторы: кто-то был отпуске, кто-то плохо себя почувствовал, кто-то не сдержал личные амбиции, а в какой-то день одновременно происходит другое, более важное событие, — и информационная картина дня меняется.

Думаю, что определенные трения между СМИ и Церковью неизбежны, но их можно минимизировать, если разговаривать друг с другом так, как мы с вами разговариваем сейчас. А взаимные обвинения, когда одни видят лишь тотальный «антицерковный заговор» в СМИ, якобы только и думающих, как бы им развратить народ, а другие шарахаются от призрачных «цензоров в рясах», которые еще и постоянно «обнимаются с государством», — все это, мягко говоря, мало продуктивно.

— Где вы находите кадры журналистов-профессионалов, пишущих на религиозные темы?

— Действительно, в нашей стране не так много профессиональных журналистов, серьезно и беспристрастно освещающих религиозную проблематику, владеющих темой и способных подниматься выше узко групповых интересов. Но мы гордимся тем, что некоторые из них работают у нас. Это и корреспондент РИА «Новости» Ольга Липич, которая, насколько я знаю, снискала себе уважение как в кругу своих коллег, так и в религиозных кругах; и наш обозреватель, востоковед Марианна Беленькая, к знаниям которой мы прибегаем, когда речь заходит об исламе или иудаизме; и известный писатель Анатолий Королев, чьи культурологические эссе — гроза наших переводчиков — часто касаются вопросов религии.

— В освещении религиозной сферы очень важны нюансы и оттенки. Удается ли в жестком новостном формате адекватно передавать смысл событий?

— Вы правы, часто это не удается. С одной стороны, в том и состоит мастерство репортера, чтобы вложить максимум информации в минимум слов с минимальными потерями смыслов. С другой стороны, именно в силу многослойности религиозной темы она требует больших форматов — очерков, аналитики, интервью, комментариев, репортажей. Поэтому на нашем новом сайте, который будет запущен в будущем году и станет флагманским продуктом нашего агентства, мы предусматриваем отдельную рубрику «Религия», где, мы надеемся, найдется место всем этим жанрам.

Но если говорить шире, то,  как мне кажется, одна из сложностей существования Церкви в современном информационном пространстве заключена как раз в том, что можно назвать несовпадением новостных форматов и, если хотите, временных перспектив. С одной стороны, есть общество, потребляющее огромное количество коротких информационных сообщений каждую минуту — и, соответственно, в следующую минуту устаревающих. А с другой стороны, есть Церковь, которая живет категориями веков, тысячелетий и вечности. Когда для объяснения того, почему Папа Римский сегодня не может приехать в Россию, надо оперировать, среди прочего, и понятием Брестской унии 1596 года, и разделения Церквей 1054 года, да еще и объяснить малосведущему читателю, что это такое, то эта информация с трудом усваивается людьми, для которых уже Вторая мировая война становится древней историей.

Я думаю, что для того, чтобы по-настоящему отвечать на вызовы современности, Церковь должна, если хотите, заново овладеть жанром новостного сообщения. Ведь могла же она когда-то сформулировать свою главную новость вообще двумя словами — Христос Воскресе!

— Вы вошли в оргкомитет первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Какие проблемы, на ваш взгляд, фестиваль может решить? Чего ждет от фестиваля РИА «Новости»?

— Мне кажется, что в основном я уже ответила на эти ваши вопросы. Фестиваль православных СМИ «Вера и слово» — это,  как мне видится, первый серьезный форум, ставящий своей задачей диалог между церковными и светскими СМИ, а следовательно, между Церковью и обществом в целом. Профессиональные конфессиональные издания — как, например, ваша газета «Церковный вестник» — являются здесь важным мостиком, который может помочь лучше понимать друг друга. Нам интересно узнать, что происходит в мире православных СМИ вне Москвы — ведь это малознакомый для нас мир. Поставленная организаторами задача повышения профессионализма региональных православных СМИ близка нам по духу — мы тоже заботимся о повышении квалификации наших журналистов и ищем таланты. Кто знает, может быть, кто-то из участников фестиваля настолько вырастет в профессиональном смысле и расширит свой кругозор, что захочет писать не только о православии и начнет сотрудничать с одним из наших региональных корпунктов или со временем приедет к нам работать в Москву?

Было бы хорошо, если бы в результате этого фестиваля возникла какая-то нейтральная площадка, на которой могли бы общаться светские и церковные журналисты, деятели Церкви и работники СМИ. Если бы в результате у нас было меньше недоразумений и больше взаимопонимания на благо общества.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008






№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008





№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 3(376) февраль 2008


№ 21(370) ноябрь 2007



№ 6 (355) март 2007


№ 5 (354) февраль 2007
















№ 4 (353) февраль 2007

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика