Как бороться с демографическим кризисом
Состоявшийся в ноябре церковно-общественный форум «Духовно-нравственные основы демографического кризиса России» вызвал широкий церковный и общественный резонанс. Однако очевидно, что проблема сокращения численности населения нашей страны не может быть решена одним волевым решением и требует постоянного внимания общественности и государственной власти. Вот уже более 10 лет Православный медико-просветительский центр «Жизнь» занимается этими проблемами. Наш корреспондент беседует с его руководителем иереем Максимом Обуховым.
— Отец Максим, какие факторы, на ваш взгляд, наносят основной удар по демографии современной России?
— Существует много причин, способствующих уменьшению численности населения. Мне бы хотелось в первую очередь обратить внимание на чрезвычайно высокую смертность людей репродуктивного возраста. Только от наркотиков в год умирает около 70 тысяч человек. Очень большой процент дает смерть от неестественных причин — это самоубийства, аварии, травмы, отравления некачественным алкоголем. На дорогах гибнет более 30 тысяч человек в год.
Очень важный компонент сокращения численности населения — это наше прошлое. Россия за ХХ столетие пережила три кровопролитных войны, не считая локальных вооруженных конфликтов. А четвертая война — это война против собственного народа, которую вели коммунисты. Первой жертвой советской власти в 20-е годы стал русский народ и русское духовенство, которое уничтожалось в таких масштабах, что мы до сих пор не знаем точной цифры истребленных за веру. Огромное количество людей погибло в тюрьмах и лагерях. Два миллиона граждан России выехали в эмиграцию. Мы лишились не только всех этих людей, но и тех детей, которые могли у них родиться.
Кроме того, меняется возрастная структура — нация стареет.
— Расскажите подробнее о деятельности Центра «Жизнь».
— Православный медико-просветительский центр «Жизнь» был создан в 1993 году с целью противодействия убийству нерожденных детей, а также информирования широких слоев общественности по вопросам, связанным с семьей, браком и современными проблемами биомедицинской этики. Наши публикации на эти темы широко известны. Мы ежемесячно выпускаем информационный листок, есть обширная информация в интернете.
Очень большие надежды я возлагаю на создание в нашей стране сети центров защиты материнства. Многие женщины делают аборт под давлением каких-то сиюминутных обстоятельств, которые кажутся им важными в данный момент. И мировой опыт, и наш собственный показывают, что такую женщину можно остановить. Эффективность этой работы может доходить до 10—20 процентов. Это довольно существенно. Если мы создадим по всей стране благотворительные центры защиты материнства, уменьшим количество абортов и увеличим рождаемость, то мы уже придем к положительному демографическому балансу. Этих центров по стране уже много, но сейчас они работают без единой копейки государственной помощи. Нужно, чтобы в каждом городе существовала подобная благотворительная организация, которая гарантировала бы одну очень простую и недорогую вещь — что женщина, которая отказалась от аборта и решила рожать ребенка, не замерзнет от холода и не умрет от голода. Эта задача реально достижима и не требует значительных финансовых вливаний. Она требует лишь доброй воли и участия небольшого числа людей. Хотелось бы, чтобы подобные центры получили легальный статус, чтобы они работали только на энтузиазме. Ведь сейчас администрации лечебных учреждений не обязаны заниматься вопросами сокращения количества абортов и не всегда добровольно соглашаются взаимодействовать с такими центрами.
К сожалению, среди гинекологов много увлеченных идеями контроля над рождаемостью, борьбы с чадородием. Сейчас выросла в колоссальную проблему так называемая профилактика врожденных уродств. Проводится предварительное обследование беременной женщины, ставится явно ложный диагноз, пациентку пугают тем, что у нее родится больной ребенок, и направляют на аборт — и это в массовом порядке.
— Как вы оцениваете законодательство, регулирующие эти вопросы?
— Наши законы очень несовершенны. Правда, сейчас аборты разрешены только при сроке до 12 недель беременности. Но нас очень беспокоит, я бы так выразился, избыточная поддержка абортов. Государство возводит право на аборт в ранг особо охраняемых прав человека, таких как право на создание семьи, право на информацию, на свободу вероисповедания, на свободу слова, на отдых...
И еще один момент важен. Государство обязывает работодателя оплачивать больничный лист. Получается противоречие в законодательстве, которое делает аборт, с одной стороны, добровольным, а с другой стороны — уже обязательным, потому что каждый человек, который платит страховые взносы, невольно оплачивает операции по искусственному прерыванию беременности.
Демографическая ситуация в России может измениться к лучшему только при условии построения государственной, общественной и семейной жизни на исконных началах христианской нравственности. Семья должна обрести в глазах общества свой изначальный нравственный смысл. Сейчас об этом серьезно задумываются на всех уровнях. И в Администрации Президента, и в Правительстве осознают, что у вырождения нации есть духовные причины, на которые нельзя повлиять с помощью только экономических рычагов. Думаю, что внимание, проявляемое к этим вопросам на столь высоком уровне, позволит переломить негативные тенденции.
|