№ 6 (307) март-апрель 2005 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

В Москве выразили недоумение в связи с каноническими притязаниями Константинополя на территорию Украины

24 марта на встрече с Президентом Украины Виктором Ющенко проживающий в Чикаго архиепископ Скопелосский Всеволод (Майданский), представитель Украинской Православной Церкви в США (Константинопольский Патриархат), заявил о канонических притязаниях Константинополя на территорию Украины. Текст заявления был распространен Религиозно-информационной службой Украины и затем опубликован на официальном интернет-сайте Украинской Православной Церкви в США. В Русской Православной Церкви выразили серьезное недоумение в связи с этим заявлением.

«Церковь-Мать, Константинопольский Патриархат, — говорится в заявлении, — считает, что ее дочь — Московский Патриархат — имеет ту каноническую территорию, которая существовала в этой Церкви до 1686 года. Подчинение Киевской митрополии Московской Церкви было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой».

Комментируя сообщения СМИ, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов отметил в интервью «Церковному вестнику», что при первом знакомстве с материалом у него возникли серьезные сомнения в том, что украинские журналисты корректно передали слова архиепископа Всеволода.

«Архиепископ Скопелосский Всеволод не раз участвовал в переговорах по украинскому вопросу и никогда не ставил под вопрос законность и каноничность Украинской Православной Церкви, которая является самоуправляемой частью Московского Патриархата, — подчеркнул отец Николай. — Мне также известно, что во время нынешнего посещения Украины архиепископ Всеволод счел своей первой обязанностью нанести визит Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру. Однако официальная публикация Украинской Православной Церкви в США, к сожалению, уже не оставляет места для сомнений. Кроме того, из вышедшего в Америке пресс-релиза мы узнали, что архиепископ Всеволод имел официальные встречи с отлученным от Православной Церкви бывшим митрополитом Киевским Филаретом и представителем так называемой “Украинской автокефальной православной церкви”. При этом Предстоятель канонической и всеми признанной Украинской Православной Церкви, член неканонической схизматической группы и анафематствованное лицо перечислены в одном ряду. По-видимому, это означает, что для архиепископа Всеволода между ними нет существенных различий. Создается впечатление, что Владыка теперь руководствуется новым подходом, не соответствующим той концепции, которая при его же участии была выработана в ходе прежних консультаций представителей Константинопольского и Московского Патриархатов по урегулированию украинского церковного вопроса. Не знаю, как можно совместить этот новый подход с заявлением архиепископа Всеволода на встрече с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, что Константинопольский Патриархат неизменно выступает за решение проблемы раскола на основании церковных канонов».

Говоря о содержании опубликованного высказывания архиепископа Всеволода, отец Николай указал, что подобного рода заявления уже звучали в прошлом и не являются чем-то новым и оригинальным. «Украинские раскольники в попытках посеять рознь между Константинопольским и Московским Патриархатами и ранее утверждали, будто Константинопольская Православная Церковь считает Украину своей канонической территорией. Чтобы положить конец недоразумениям, Священный Синод Константинопольского Патриархата 8 августа 2000 года выпустил официальное заявление, в котором эти измышления названы “совершенно ложными”, а воспроизводящие их публикации — “основанными на неверной информации”. Константинопольский Патриархат выразил тогда сожаление, что распространение таких слухов “вызывает не только разделение, но и конфликты между христианами, и представляет в неверном свете добрые намерения тех, кто жертвует собою и трудится ради восстановления единства христиан”».

Протоиерей Николай Балашов также напомнил, как Патриарх Константинопольский Варфоломей в 1993 году в ходе визита в Русскую Православную Церковь официально заявил, что «Вселенский Патриархат признает только одного канонического митрополита Киевского — владыку Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины».

«Поэтому нам трудно поверить, что заявление, сделанное в Киеве архиепископом Всеволодом, действительно отражает официальную позицию Константинопольского Патриархата», — подчеркнул отец Николай, добавив, что соответствующий запрос уже направлен в Константинопольскую Патриархию.

«С исторической точки зрения опубликованное заявление вызывает не меньшее изумление, — сказал секретарь ОВЦС. — Под грамотой Святейшего Патриарха Константинопольского Дионисия о восстановлении единства Киевской митрополии с Московским Патриархатом стоят подписи всех членов Священного Синода, в том числе митрополитов Халкидонского, Никомидийского, Ликийского, Фессалоникийского и других — всего около 20 иерархов. Кроме того, решение было согласовано и с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Досифеем, который от себя также издал подтверждающую грамоту.

А в особой грамоте Патриарха Досифея к епископам и ко всем православным, живущим в Польше, было сказано, чтобы они слушались поставленного в Москве Киевского митрополита Гедеона, «коего все патриархи восприяли и как истинного и подлинного митрополита признают».

Соответствующие документы бережно хранятся в Российском государственном архиве древних актов и хорошо известны научному сообществу из работ знаменитого русского историка Н.Ф. Каптерева, опубликованных  в конце XIX и в начале ХХ века. Эти факты никогда не подвергались сомнению и другими исследователями, даже если они не испытывали особой приязни к Москве. Так, известный украинский историк профессор И.И. Огиенко (впоследствии — глава непризнанной «Автокефальной украинской церкви в Канаде») в своей работе «Українська Церква: Нариси з історії Української Православної Церкви» подтверждает, что послы из Москвы и Киева вернулись домой, получив «все необходимые грамоты за подписями всего собора».

«Непонятно, с какой целью теперь предпринимается попытка переписать исторические данные, которые более трех веков никем не оспаривались и признаны всеми Поместными Православными Церквами. Неужели затем, чтобы бросить тень на прежних Предстоятелей Константинопольской и Иерусалимской Церквей и их священные престолы, чтобы умалить традиционное уважение к ним со стороны славянских верующих?» — сказал в заключение протоиерей Николай Балашов.

Соб. инф.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008






№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008





№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 3(376) февраль 2008


№ 21(370) ноябрь 2007



№ 6 (355) март 2007


№ 5 (354) февраль 2007
















№ 4 (353) февраль 2007

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика