Преодолеть отторжение
В последнее воскресенье каждого месяца в 60 храмах России, Белоруссии и Украины служат молебны о здравии ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом людей. Сюда приходят пораженные этой болезнью люди, их родители и друзья. После молебнов священники отвечают на вопросы, проводят катехизические беседы, исповедуют тех, кто в этом нуждается. Проблема ВИЧ/СПИДа становится в России все более серьезной, по данным Российского СПИД-центра заражено уже более полутора миллионов человек. Более четырех лет в Русской Православной Церкви действует программа помощи больным ВИЧ/СПИД.
Жизнь ВИЧ-инфицированных резко меняется в момент получения диагноза: мало того, что оказывается подорвано здоровье, смерть становится близкой перспективой, но и, в отличие от больных диабетом, раком или гепатитом, ВИЧ-инфицированные часто становятся изгоями. В случае, если на работе узнают о диагнозе, человека увольняют. Вчерашние друзья предпочитают разговаривать по телефону и избегают встреч. Родители переживают шок и становятся не опорой, а постоянным укором. Меняется привычный образ жизни, надо регулярно ходить к врачам, сдавать анализы и принимать лекарства. Мечты и планы на жизнь рушатся, и ничего не возникает взамен, кроме двойного страха — смерти и одиночества. Большинство ВИЧ-инфицированных держат свой диагноз в тайне и силятся вести прежний образ жизни, чтобы не потерять работу и друзей, не ранить близких и не доставлять им лишних хлопот.
Отторжение обществом и дискриминация носителей ВИЧ на языке социологов и психологов называется «стигматизацией» (от греч. stigma — клеймо). Ее основные причины — медицинская безграмотность, ханжество и иррациональный страх перед болезнью. Кроме того, принять этих людей в общество означало бы признать, что они существуют и что существует вирус, которым может заразиться любой, а такое признание для большинства — непосильная ноша. Поэтому детей из семей ВИЧ-инфицированных не хотят принимать в детские сады и школы, ВИЧ-инфицированным отказывают в стоматологической и другой помощи, каждый шаг становится для них испытанием. Хотя вроде бы всем известно, что заразиться этой болезнью воздушно-капельным, бытовым и любым другим способом, кроме полового акта или прямой передаче через кровь, абсолютно невозможно.
Обсудить свои проблемы инфицированные могут только с такими же, как они, для этого существуют так называемые «группы взаимопомощи», на которых ВИЧ-инфицированные обмениваются друг с другом опытом, делятся новостями, а главное — получают возможность не скрываясь говорить о том, что их волнует. Но в какой-то момент этого становится недостаточно. Как у любого больного неизлечимой болезнью, у многих ВИЧ-инфицированных возникают обостренные раздумья о смысле жизни, они ищут духовного выхода из тупика, в который их загнала предшествовавшая жизнь. Но опыта церковной жизни ни у кого из них обычно нет, а зайти в храм и подойти к священнику — шаг, представляющийся крайне сложным: страшно услышать осуждение и потерять последнюю надежду.
Как-то после молебна в московском храме Троицы Живоначальной в Хорошово один из ВИЧ-инфицированных признался: «После того, как я первый раз батюшке рассказал, а он меня не осудил и не выгнал, и не отправил прямиком в ад, я начал всем о своем диагнозе рассказывать, а до того никому не говорил». Для многих из них, как, например, для 23-летней Кати, «самая главная помощь — это вера в Бога». Некоторые даже благодарят Бога за свой диагноз. Так, Катя считает: «Как это ни банально, но обычно мы обращаемся к Богу, когда нам плохо, а за ежедневной суетой забываем о Нем, о своем духовном мире. Наверное, так и должно быть: если мы уходим от Господа, он возвращает нас к себе, даже пускай таким страшным способом. Я не считаю свой ВИЧ-статус наказанием, я считаю его испытанием. И прошу у Бога дать мне сил выдержать его достойно, не ропща на судьбу, не жалуясь, не перекладывая свою боль на других». Другой пример: 30-летний Максим узнал о своем диагнозе три года назад, тогда же начал воцерковляться. Он говорит, что «если бы не эта болезнь, я бы никогда не начал молиться. За эти три года я сделал намного больше, чем раньше, когда вся моя жизнь была ориентирована на удовлетворение похоти».
Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по темпам распространения эпидемии. Число официально зарегистрированных ВИЧ-инфицированных к концу 2004 года составило более 300 тысяч человек. Но у Минздрава есть и другие расчеты: для приблизительного определения реального количества носителей вируса иммунодефицита человека в нашей стране применяют «коэффициент пять», то есть умножают число зарегистрированных на пять. Получается полтора миллиона. Если раньше эта болезнь передавалась в основном в так называемых «группах риска» — в сообществах наркоманов, гомосексуалистов, проституток, заключенных, то сейчас стремительно растет число ВИЧ-инфицированных среди обычных молодых людей, ведущих обычный для современной молодежи образ жизни. Воспитанная без малейших представлений о целомудрии, современная молодежь считает нормой беспорядочные добрачные связи и «баловство» наркотиками. И с этой точки зрения распространение СПИДа — такое же следствие духовно-нравственного кризиса общества, как беспризорность, развал института семьи и т.д.
Кроме того, рождается много детей от ВИЧ-инфицированных родителей, и некоторые из них тоже оказываются носителями страшного вируса. Трагический, хотя и редкий способ заражения, от которого тоже страдают дети и обычные люди — через кровь в медицинских учреждениях. Именно таким путем заразились более 200 детей в больницах Элисты, Волгограда, Ростовской области в начале 90-х годов.
Церковь начала систематически заниматься проблемами ВИЧ/СПИДа в 2001 году. Функцию координирующего центра выполняет Круглый стол по религиозному образованию и диаконии при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
Сегодня у Круглого стола два основных направления деятельности. Во-первых, профилактическая работа. Просветительская деятельность направлена на воспитание детей и молодежи, чтобы у них сформировалось христианское мировоззрение, чтобы ребенок мог осознанно противостоять нравственным вызовам общества, свободно и сознательно выбрал образ жизни, снижающий риск заражения. Работа с детьми и молодежью требует регулярности, систематичного подхода. Сотрудники круглого стола занимаются подготовкой персонала и разрабатывают специальные программы, которые могут быть реализованы в воскресных школах, детских лагерях, на уроках основ православной культуры.
Второе направление деятельности — оказание духовной и психологической помощи людям, которые уже заразились, и их близким. Главное здесь — рассказать священнослужителям о специфике общения с ВИЧ-инфицированными, о том, какие духовные сложности могут у них возникать. Священники, которые проходят такое обучение, говорят, что им не только ВИЧ-инфицированных, но и обычных людей стало проще понимать. Сотрудники Круглого стола проводят и семинары для учащихся духовных школ. Эти семинары — возможность обсудить основные пастырские проблемы на примере специфической группы прихожан — активных молодых людей, мировоззрение которых характерно для молодежной культуры в целом, которым присущи «типичные» грехи современного общества. Обсуждение проблем пастырской заботы о ВИЧ-инфицированных выводит на широкий спектр сегодняшних пастырских проблем. Будущим священникам рассказывают о медицинских аспектах болезни, о социальных предпосылках, о тех психологических последствиях, которые она вызывает. В ряде городов — Брянске, Барнауле — существуют церковные телефоны доверия и психологические консультации для ВИЧ-инфицированных. Здесь работают и священники, и миряне.
Но не менее важна и молитвенная помощь. Первым шагом Круглого стола стала организация молебнов. В течение месяца по электронной почте http:\molebenhiv@mail.ru сотрудники Круглого стола получают списки имен, которые надо помянуть «за здравие». Накануне молебна списки рассылаются в те храмы, в которых он должен состояться, а это более 60 храмов в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Калуге, Твери, Минске, Киеве и других городах. Объявления о проведении молебнов вывешиваются в пунктах анонимного тестирования и СПИД-центрах, передаются по горячим линиям ВИЧ/СПИДа, распространяются через интернет. Эти молебны стали как бы приглашением в храм для тех, кому трудно переступить его порог. В последнее время от ВИЧ-инфицированных, которые приходят на молебны, стали поступать просьбы о проведении после молебнов не просто бесед и чаепитий, а «воскресных школ», катехизических занятий, на которых батюшка не просто рассказывал бы об основах веры, но делал бы акцент на тех аспектах, которые наиболее значимы для инфицированных и их родителей.
|