Уроки победы: помнить, молиться, любить
Закончились торжества, посвященные 60-летию нашей победы в Великой Отечественной войне. Как и в далеком 1945 году, Пасха и Победа соединились в единое торжество. И в этом нельзя не усмотреть особое действие Промысла Божия.
В эти майские дни новая Россия лицом к лицу встретилась с ветеранами войны и тружениками тыла. Кажется, что долгие годы она не замечала и не помнила этих удивительных людей. И эта встреча внутренне изменила многих из нас. В ветеранах мы чтим не только их жертвенный подвиг, но и особенное устроение души, свойственное мудрой старости. В эти дни мы совершенно естественно, забыв о дискуссиях между либералами и консерваторами, почувствовали себя традиционалистами, помнящими прошлое своей страны и народа, чтущими и уважающими старших. Не часто в прошлые годы мы были так искренни.
В праздник мы открыли свое сердце, и из глубины души поднималось удивительное чувство сопричастности великой истории. Слушая воспоминания ветеранов и неожиданно ощущая слезы у себя на глазах, даря этим пожилым людям цветы и повязывая на машины георгиевские ленточки, мы не стесняясь давали волю своим чувствам. Россия все-таки помнит о Победе, помнит о той цене, которой она была завоевана.
Прошли парады, концерты, фейерверки, но Церковь была чуть в стороне от этих мероприятий. Не потому, что не разделяла радости, но лишь потому, что эту радость на языке Церкви можно выразить прежде всего молитвой. И Церковь особо молилась — о погибших и о живых, о стране и обо всем мире. Особым пасхальным чином совершались заупокойные богослужения. И пусть в информационной картине праздничных дней это было не очень заметно — масс-медиа слишком грубый инструмент, чтобы передать молитвенное настроение. Но все кто пришел в эти дни в храм, почувствовали, как действие благодати соединяется с видением духовного смысла истории. Молитва — это постоянное памятование о том, что жизнь и смерть рядом и что мы живем надеждой жизни вечной и ожиданием победы над «последним врагом» — смертью (1 Кор. 15, 26).
|