Ответное послание украинской православной Церкви на письмо президента Украины В.А. Ющенко
Многоуважаемый Виктор Андреевич! 12 февраля 2007 г. на имя Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, за Вашей личной подписью поступило письмо №1-1/204. В нем Вы выражаете обеспокоенность судьбой Украинского Православия и Украинской Церкви. Содержание Вашего письма составляет обращение к главе нашей Церкви и ее Священному Синоду с предложением рассмотреть возможность проведения представителями епископата и священства Украинской Православной Церкви встреч и консультаций с представителями УПЦ Киевского патриархата для решения проблемных вопросов развития Православия в Украине. Целью этих встреч, по Вашему мнению, должен стать поиск взаимоприемлемых путей налаживания межцерковного примирения; также Вы усматриваете в них позитивный фактор в деле объединения православных Украины в единую Поместную православную церковь. 24 января 2007 г. состоялся Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви. Одним из вопросов повестки дня было обсуждение и Вашей, в то время гипотетической, инициативы, изложенной в вышеозначенном письме, правда, в несколько иной редакции, которая, собственно, не очень меняет его содержание. Архиерейский Собор уполномочил редакционную коллегию Собора, нас, нижеподписавшихся, в случае официального обнародования Вами вышеуказанной инициативы, дать обоснованный ответ и разъяснить позицию епископата УПЦ по этому вопросу. Участники Архиерейского Собора заслушали информацию о возможном официальном обращении Президента Украины к Предстоятелю и Священному Синоду УПЦ по вопросу создания Украинской Православной Церковью совместной с представителями УПЦ КП комиссии, которая занялась бы решением проблемных вопросов развития Православия в Украине. Вероятность такой Вашей инициативы, уважаемый Виктор Андреевич, следовала из заявления, сделанного Вами во время Вашей встречи с «епископатом» УПЦ КП 12 января 2007 г. Вы, в частности, сказали: «Я готов обратиться к Синодам УПЦ и УПЦ КП с предложением создать совместную богословскую комиссию... для рассмотрения наболевших вопросов». В свою очередь, некоторые церковные и околоцерковные СМИ Ваше высказывание трактовали как Вашу готовность способствовать созданию «совместной богословской комиссии, которая будет заниматься вопросом создания единой поместной Церкви в Украине». Информация о возможности создания такой двусторонней комиссии по инициативе Администрации Президента, а тем более возможное участие в ней епископов УПЦ, вызвала волну протестов среди верующих. Всесторонне обсудив представленную информацию, Собор принял решение, в случае официального Вашего обращения к УПЦ, уважаемый Виктор Андреевич, с вышеуказанным предложением, воздержаться от образования подобного рода двусторонней комиссии. Такая позиция базируется на том, что УПЦ КП, лишенная апостольского преемства иерархии, не может быть экклезиологически равноправным участником диалога. Правильное понимание этого вопроса, вероятно, имеете и Вы, поскольку в своем письме от 12.02.2007 г. не называете участников возможных консультаций и встреч со стороны УПЦ КП «епископами и священством», а только «представителями УПЦ Киевского патриархата». Руководствуясь принципом церковной икономии, Архиерейский Собор в одностороннем порядке создал при Синодальных канонической и богословской комиссиях «Комиссию УПЦ по восстановлению единства Украинского Православия». В ее компетенцию входит поиск путей и методов, а также отработка механизмов восстановление былого единства Украинского Православия путем церковно-дисциплинарных норм, предусмотренных каноническим правом Вселенского Православия. Собор вновь напомнил, что под понятием «восстановление единства» подразумевается возвращение тех, кто ушел от церковного единства, через осознание ими греха раскола, то есть покаяния, в спасительное лоно Украинской Православной Церкви. Представители УПЦ КП осознают собственную экклезиологическую ущербность и сотериологическую пагубность своего положения. Однако бесовская гордыня не позволяет им выйти с личной инициативой относительно диалога, а заставляет искать посредников, в данном случае в лице Президента. Выйти самостоятельно из сложившегося положения — это и означает покаяться. Стоит вспомнить притчу Спасителя о блудном сыне (Лк. 15, 11—24), которую мы недавно слышали за богослужением в одно из подготовительных к Великому посту воскресений. Собирался ли этот сын, пребывая «на стране далече», проводить встречи и консультации с отцом для решения проблемных вопросов своего дальнейшего существования? Или, может быть, искал взаимоприемлемых путей налаживания примирения? Нет. Такого мы в Священном Писании не встречаем. А для Украинской Православной Церкви Евангелие с его истинами не стало архаичным. В настоящее время ведутся богословские собеседования с представителями Украинской Автокефальной Православной Церкви. Восстановление такого диалога было инициировано руководством УАПЦ. Исходя из засвидетельствованных временем толерантных отношений к УПЦ ее верующих, диалог был возобновлен, и, можно надеяться, с Божией помощью он будет плодотворным. Украинская Православная Церковь сегодня является в Украине самодостаточной Церковью. Она сохранила и владеет в полной мере и неповрежденно всеми дарами и свойствами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, как о том говорит Символ веры. Она может обойтись без тех, кто Ее неразумно покинул. Но она, как любящая Мать, скорбит по своим детям, остающимся вне Ее благодатной ограды и без спасительных Таинств Тела и Крови Христовых, которые, по словам нашего Господа, единственные делают человека наследником вечной жизни. На Вашу инициативу по поводу «встреч и консультаций» отвечаем, что еще 8 декабря 1992 г. на заседании Священного Синода Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир высказал предложение о необходимости проведения богословского диалога между представителями УАПЦ и УПЦ КП с целью преодоления церковного раскола на Украине. Священный Синод выразил надежду, что со своей стороны УАПЦ и УПЦ КП проявят добрую волю в этом благом намерении, поддержав это решение, и посчитал возможным незамедлительное начало ведения такого диалога на следующих условиях: 1. Прекращение насилия со стороны сторонников Украинской Православной Церкви Киевского патриархата в отношении Украинской Православной Церкви. 2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений. 3. Невмешательство центральной и местных властей, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви. 4. Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко) поскольку он не является членом Церкви, будучи отлученным от нее. Эти четыре необходимых для начала и нормального ведения диалога условия остаются базовыми и сейчас. Будущее Украинского Православия зависит не только от позиции епископата УПЦ, но и от осознания трагичности своего положения теми, кто сегодня пребывает за спасительной оградой Матери Церкви. Если такое осознание придет, то проблемы будут решены, о чем мы ежедневно молимся и просим Бога. Желаем Вам, многоуважаемый Виктор Андреевич, крепкого здоровья и помощи Божией в Вашем служении Украинскому государству и украинскому народу. По поручению Архиерейского Собора УПЦ, с глубоким уважением к Вам: митрополит Одесский и Измаильский Агафангел, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископ Львовский и Галицкий Августин, архиепископ Переяслав-Хмельницкий, викарий Киевской Митрополии, управляющий делами УПЦ Митрофан. 27 февраля 2007 г. Публикуется в сокращении.
|