Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на торжественном собрании, посвященном 125-летию Императорского православного Палестинского общества
Дорогие братья и сестры!
«Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь» (Ис. 62, 1). Эти слова святого пророка Исайи, которого называют «евангелистом Ветхого Завета», неслучайно были избраны в качестве девиза Православного Палестинского общества его основателем Василием Николаевичем Хитрово.
Торжественное открытие Общества 21 мая 1882 года в Санкт-Петербурге было приурочено к празднованию святых равноапостольных Константина и Елены, воздвигших первые христианские храмы в Святой Земле, обретших «спасительное знамение» Животворящего Древа Креста Господня. Этот день вот уже 125 лет отмечается как день рождения Палестинского общества.
Содействие русскому православному паломничеству, научное палестиноведение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока — основные уставные задачи Общества — неотделимы от церковного делания. Глубокая связь России с Палестиной укоренена в православной вере и благочестии, в постоянной духовной обращенности наших предков и современников к местам, где совершалась библейская история, где проходила земная жизнь Христа Спасителя, где родилась Его Церковь.
Задуманное еще зачинателями русского православного дела на Востоке епископом Порфирием (Успенским) и архимандритом Антонином (Капустиным) и созданное державной волей императора Александра III, Палестинское общество работало преемственно под председательством великого князя Сергия Александровича, а после его гибели — под руководством его супруги, преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. Пользуясь постоянной церковной и государственной поддержкой, трудясь рука об руку с Русской духовной миссией в Иерусалиме, Общество много сделало для создания Русской Палестины — уникального островка нашей Отчизны в Святой Земле.
Со дня своего основания Общество ставило перед собой задачу не только развития древней традиции молитвенного посещения святых мест русскими людьми, для чего строились храмы, подворья, странноприимные дома, но и научную задачу исторического, археологического, филологического исследования Палестины и других стран библейского региона. Материалы исследований регулярно публиковались в научных изданиях — «Православном Палестинском сборнике» и «Сообщениях Императорского православного Палестинского общества». Особое значение сохраняют до нашего времени издания византийских, западноевропейских и древнерусских паломнических «хождений», образующих своеобразную летопись церковно-литургического постижения Святой Земли. Невозможно переоценить вклад Общества в развитие русской библейской археологии. Раскопки в Иерусалиме, проводившиеся по поручению и на средства Общества начальником Русской духовной миссии архимандритом Антонином (Капустиным), увенчались в 1883 году открытием Порога Судных врат, через которые шел на Голгофу ходатай Нового Завета, дабы призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр. 9, 15).
Большую работу по религиозному просвещению и нравственному воспитанию народа проводили епархиальные отделы Общества, существовавшие в 52 епархиях Русской Православной Церкви. Всенародная поддержка, которой пользовалось Палестинское общество, выражалась в доброхотных пожертвованиях верующих — в ежегодном так называемом «Вербном», или «Палестинском», сборе.
Труды, понесенные Обществом в деле поддержания Православия на Востоке, его бескорыстная просветительная и гуманитарная помощь местному населению навсегда вписаны в историю наших духовных связей с Иерусалимской и Антиохийской Православными Церквами. «Святая Русь шла в Святую Землю, чтобы поддержать Святая Святых», — скажем словами одного из активных деятелей Православного Палестинского общества архиепископа Никанора (Каменского). Десятки тысяч местных жителей получали бесплатную медицинскую помощь в больницах и амбулаториях в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете. Более 100 православных школ, 2 учительские семинарии были основаны Обществом в Палестине, Ливане, Сирии. Выпускники этих русских школ составили основу национальной арабской интеллигенции. Добрая память о них и сегодня жива среди местного населения.
События революционного лихолетья, войн и потрясений надолго прервали живую связь Русской Палестины с Родиной. Хочется с благодарностью вспомнить имена видных деятелей русского церковного зарубежья, «бодрствовавших на страже» (Иез. 40, 45) и много сделавших в это трудное время для сохранения российского православного наследия в Святой Земле, — митрополитов Антония (Храповицкого), Анастасия (Грибановского), архимандрита Киприана (Керна).
В то же время Российское Палестинское общество, включенное в структуру Академии наук СССР, хотя и было лишено возможности организации паломничества и непосредственной работы на Востоке, с честью продолжило традиции отечественного востоковедения. С большим духовным удовлетворением хочу напомнить, что при возрождении деятельности Общества в 1950 году первое заявление о вступлении в него было подано председателем Отдела внешних церковных сношений митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем).
В начале 90-х годов XX столетия, в условиях всестороннего обновления жизни страны и Церкви, Палестинское общество восстановило и историческое название, и традиционные уставные функции, а главное, — были воссозданы духовные узы, связывающие его с Матерью-Церковью.
Согласно новому уставу Патриарх Московский и всея Руси возглавляет Комитет почетных членов Общества, в состав которого входят видные государственные и общественные деятели. Постоянным членом Совета является председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 5, 21). Продолжения и укрепления русского православного присутствия в центре мира, у Гроба Господня, требуют честь и достоинство России, верность памяти предков, долг совести и веры. В совместных усилиях Церкви и Императорского православного Палестинского общества по возвращению национального достояния в Святой Земле мы видим необходимую и важную часть работы по возвращению нашему Отечеству подобающего и достойного места в современном мировом сообществе.
Хотел бы сердечно поздравить многоуважаемого Сергея Вадимовича Степашина с избранием на должность председателя Императорского православного Палестинского общества. Надеюсь, что под его председательством деятельность Общества приобретет тот импульс, которого ей не хватало в предыдущие годы.
Да пребудет и впредь благословение Господне на трудах и начинаниях Палестинского общества, «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела» (Мф. 5, 16).
|