№ 13-14 (314-315) июль 2005 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Опыт общения есть уже сегодня

Вопрос диалога старообрядчества с Русской Православной Церковью представляется важным и весьма насущным, но в то же время очень тонким и сложным. Это должен быть именно диалог, когда все его участники внимательно прислушиваются к мнению друг друга, причем это должны быть не только иерархи, но и прихожане.

За старообрядцами стоит многовековая культурно-историческая и семейная традиция, претерпевшая серьезные испытания и тем не менее выстоявшая. Этот уникальный опыт самобытной, "негосударственной" - с точки зрения поддержки и отношения - жизнедеятельности позволил сохранить этноконфессиональную и культурную идентичность, развить и приумножить древнерусское наследие. И необходимо признание этой важной роли старообрядчества в российской истории, обобщение опыта разных согласий последователей старой веры. Однако в современных социокультурных условиях требуются иные стратегии и значительно большее взаимодействие с общественно-государственными образованиями. И если для наиболее представительных направлений старообрядчества необходим диалог, то для других, немногочисленных, - может быть, и поддержка Русской Православной Церкви.

Установление подлинного взаимопонимания потребует определенных усилий с обеих сторон. Не секрет, что предубежденность и определенное недоверие к старообрядцам бытует до сих пор и среди последователей Русской Православной Церкви, несмотря на усилия по их преодолению со стороны ее высших иерархов. До сих пор в научной, публицистической и даже учебной литературе часто можно встретить наименования "раскольник", "коноводы раскола", а порой - вопиющее незнание истории и смысла старообрядчества. Значит, необходимо последовательное, всестороннее, спокойное и непредвзятое изучение и осмысление истории русского православия с обязательным отражением всего круга старообрядческой проблематики.

На мой взгляд, весьма ценен опыт Церковно-научного центра "Православная энциклопедия", в исследованиях которого значительное место уделяется истории старообрядчества, особенностям историко-культурного и конфессионального своеобразия регионов и епархий России. Под эгидой этого Центра в 2002 году в Казани была проведена важная с точки зрения развития межправославного диалога научная конференция по истории Волжско-Уральского региона. Одна из секций на этой конференции была посвящена проблемам старообрядчества. Работа этой секции, которую возглавил епископ, а ныне митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви Андриан, вызвала большой интерес у участников конференции.

Важное значение в наши дни приобретает и современное единоверие.

 

  Елена Агеева  

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 5 (354) февраль 2007







ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика