№ 21(298) ноябрь 2004 / Чтение

Следующая статья...»

Православные в интернете

На недавнем Архиерейском Соборе был поставлен вопрос о выработке документа, посвященного информационной политике Русской Православной Церкви. Несомненно, что в этом документе найдет отражение и проблематика церковного интернета.      

Помню, как меня поразило в 1997 году сообщение о том, что сервер Греческой Архиепископии в США в первый год после открытия посетили более двух миллионов человек, а ежемесячно на него поступало более 50 тысяч писем со всего мира. В то время православный рунет находился еще в зачаточной фазе. Было много ожиданий — одни из них со временем оправдались, другие — нет. Это хорошо видно из серии интервью с деятелями православного интернета, которые собраны в только что вышедшей книге Ксении Лученко.

Уже нескольких лет Ксения Лученко собирает материалы о присутствии российского православия в рунете. Началось все в 1999 году, когда она пришла практикантом в редакцию интернет-журнала «Соборность» — в то время одного из наиболее популярных православных проектов в интернете. А теперь это уже тема ее кандидатской диссертации, над которой она работает на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова.

К первому международному фестивалю православных СМИ «Вера и слово» Ксения Лученко собрала небольшой, но изящный сборник материалов, в который включены интервью с епископом Иларионом, диаконом Андреем Кураевым, Андреем Дятловым и др.

Интернет как особый мир коммуникаций открыл для православных большие возможности. И не только потому, что создание интернет-изданий менее затратно, чем выпуск бумажных газет и журналов.

Церковь, впрочем, как и другие религиозные организации, до 1989 года была практически полностью лишена доступа к средствам массовой информации, а ее собственные средства коммуникации были ограничены возможностью выпуска двух периодических изданий: «Журнала Московской Патриархии» и «Богословских трудов». С точки зрения практики медиа существенно, что в советский период, начиная с времен репрессий, в Церкви сложилась особая система коммуникаций — устный пересказ и личная переписка. Эта система позволяла Церкви, лишенной возможности пользоваться телеграфом, объявлениями в СМИ и т.п., достаточно быстро решать даже канонические вопросы между находившимися в заключении иерархами и старцами и теми, кто находился на свободе и даже в эмиграции. Эта устоявшаяся система передачи наиболее существенной информации минуя публичные каналы сохранилась до сегодняшнего дня и продолжает играть важную роль в самоорганизации церковной жизни. Вероятно, так будет всегда, поскольку значительную, если не центральную часть церковной жизни составляет персональный, трудно вербализуемый опыт встречи со святостью или с носителями православного духовного опыта. Вести о том, что Н. — «хороший батюшка», что в таком-то монастыре есть такая-то мироточивая икона, распространяется со скоростью ветра в православной среде, хотя и пересказываются из уст в уста вполголоса. Опрометчиво было бы утверждать, что эти способы коммуникации являются «архаическими» в сравнении с возможностями, предоставляемыми современной техникой, поскольку современные СМИ лишь в очень ограниченной мере в состоянии адекватно передавать подобное содержание. Исключение составляют интернет-форумы, которые, будучи сверхсовременным явлением «сетевого общества», удачно накладываются на тип общения и передачи информации в Церкви, которая была «сетевым сообществом» еще до того, как появился сам термин.

Сборник «Православный интернет», конечно, не претендует на полноту охвата темы. Да и вряд ли такая задача сегодня вообще выполнима — к началу 2003 года в рунете было уже более 1500 православных сайтов. В сборнике осмысляются основные возможности интернета: распространение информации, общение единомышленников, возможности миссии. Конечно, это только начало разговора. Можно назвать многие темы, которые требуют обсуждения и проработки. Этот диалог продолжится и на первом международном фестивале православных СМИ «Вера и слово», и на Рождественских чтениях-2005.

Следующая статья...»

№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 8(381) апрель 2008



№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 23(372) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика