№ 13-14 (314-315) июль 2005 / Чтение

Следующая статья...»

Рогожское кладбище приоткрывает свои тайны

В текущем году появилось немало изданий, посвященных старообрядчеству: монографии, брошюры, альбомы, сборники. После долгого перерыва вышел новый номер журнала "Церковь". Переизданы несколько сочинений дореволюционных старообрядческих авторов. Но, пожалуй, наиболее значительным событием можно признать выход в свет уникального альбома "Древности и духовные святыни старообрядчества". Это издание, безусловно, привлечет внимание всех, кому небезразличны история и традиции русского православия.

Поводом для подготовки этого издания послужили два "круглых" юбилея, отмечающихся в этом году и имеющих огромное значение для старообрядцев: 100-летие издания Указа "Об укреплении начал веротерпимости" и 100-летие распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. 17 апреля 1905 года Указом императора Николая II старообрядцы получили возможность свободно исповедовать веру своих отцов. Унизительный штамп "раскольники" был заменен на более адекватный "старообрядцы". Наступил период, получивший в историографии название "золотой век старообрядчества" и прерванный лишь трагическими событиями 1917 года. За это время старообрядцами по всей России было возведено более тысячи храмов, активизировалась деятельность Церковных Соборов, процветали меценатство и благотворительность, выпускались многочисленные газеты и журналы.

Для старообрядцев Белокриницкого согласия (нынешней Русской Православной Старообрядческой Церкви - РПСЦ) символом наступления нового периода стало распечатание алтарей Рогожского кладбища, произошедшее по распоряжению императора Николая II 16 апреля 1905 года, то есть за день до издания Указа "Об укреплении начал веротерпимости".

Рогожское кладбище - московский центр сначала "беглопоповцев", а после присоединения к старообрядчеству Босно-Сараевского митрополита Амвросия - старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. Кладбище возникло в 1771 году, во время эпидемии чумы.

Старообрядческий центр за Рогожской заставой быстро развивался. Уже в 1776 году первая кладбищенская часовня во имя Свт. Николы Чудотворца была перестроена в пятиглавый каменный храм. В 1790-1793 годы на Рогожском кладбище был построен знаменитый Покровский храм (ныне - кафедральный собор РПСЦ), сегодня являющийся одним из самых вместительных в Москве. В 1804 году началось строительство третьего храма во имя Рождества Христова. На Рогожском кладбище было также возведено более 50 хозяйственных и административных построек. В 1832 году здесь состоялся знаменитый Московский Старообрядческий Собор, единогласно принявший решение об "отыскании епископа", готового перейти в старообрядчество, и об открытии за границей старообрядческой архиерейской кафедры. Результатом выполнения решений этого Собора стало возникновение Белокриницкой иерархии.

В 1854 году часть прихожан общины при Рогожском кладбище во главе с купцом В.А. Сапелкиным приняла решение о присоединении к Российской Православной Церкви на правах единоверия. Им был передан старейший Никольский храм. В том же году последний из числа дозволенных священников Рогожского кладбища (с 1827 года старообрядцам было запрещено принимать новых "беглых" попов) - отец Петр Русанов также присоединился к единоверию. Большая же часть старообрядцев отказалась воссоединиться с Российской Православной Церковью, причем назначенный в августе 1854 году смотрителем кладбища статский советник Мосжаков самовольно запретил им богослужения в Покровском и Рождественском храмах. Старообрядцам удалось добиться у московского генерал-губернатора разрешения на возрождение богослужения в Рождественском храме, однако вскоре случилась другая беда.

На старообрядцев Рогожского кладбища поступил донос от иеромонаха Парфения (Агеева), строителя Николаевской Берлюковской пустыни (в будущем - игумена Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря). Сам будучи бывшим старообрядцем, иеромонах Парфений ненавидел все, что было связано со староверием. Современные исследователи убедительно показывают, что он был человеком крайне неуравновешенным, что впоследствии приводило его к постоянным конфликтам с братией Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря. В доносе утверждалось, что в богослужении на Рогожском кладбище могли участвовать священники Белокриницкой иерархии. Впоследствии сам иеромонах Парфений заявил следствию, что не присутствовал на этом богослужении, и не смог указать на очевидцев ранее описанных им событий. Дальнейшее следствие также не нашло никаких подтверждений обвинения, однако это не остановило противников старообрядчества. 7 июля 1856 года Царские врата и боковые двери иконостасов Покровского и Рождественского храмов были опечатаны. Всего через два года император Александр II разрешит проводить старообрядческому духовенству богослужения в моленных и молитвенных домах частных лиц в Москве, но главные старообрядческие храмы по-прежнему стояли с запечатанными алтарями. Лишь император Николай II восстановил справедливость, приказав снять злополучные печати. В храмах Рогожского кладбища снова стала совершаться Бескровная Жертва.

100-летию этого знаменательного события были посвящены грандиозные торжества. Помимо традиционного архиерейского богослужения и крестного хода на Рогожском кладбище в день Жен-Мироносиц были проведены концерт древнерусской музыки, две выставки (в Государственном историческом музее и в здании колокольни на Рогожском кладбище), а также торжественный прием, на который были приглашены представители светских властей, ученые, внесшие значительный вклад в изучение староверия, а также представители Русской Православной Церкви. Делегацию Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата возглавлял его председатель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Одним из наиболее интересных проектов, приуроченных к 100-летию распечатания алтарей Рогожского кладбища, стало издание по инициативе РПСЦ альбома "Древности и духовные святыни старообрядчества". Презентация этой уникальной книги прошла в Государственном историческом музее в рамках открытия выставки "Тайна старой веры". 

Рогожское кладбище известно как место хранения множества замечательных образцов русской иконописи и декоративно-прикладного искусства XV - начала XX веков. Однако даже среди старообрядцев немногие знакомы с их историей и видели все это уникальное собрание. 

Книгу открывает очерк, посвященный истории Рогожского кладбища. Материал альбома поделен на четыре раздела, каждому из которых предшествует статья, дающая общую характеристику данной части собрания. Рядом с каждым памятником приводится его описание, выполненное сотрудниками ведущих музеев России.

Раздел "Иконы. Складни. Хоругви" включает 124 иконы XIV - начала XX веков. Самая древняя из них - икона "Святой Никола Чудотворец" новгородского письма конца XIV века. В альбом включены иконы второй половины XV века "Вход Господень в Иерусалим" тверского письма и "Святая Параскева Пятница" - новгородского. Иконопись XVI-XVII веков представлена работами иконописцев различных регионов - Русского Севера, Северо-Запада, Поволжья, Твери; царских и строгановских мастеров. Широко представлены работы старообрядческих иконописцев XVIII-XIX веков. Немногие музейные иконописные собрания могут сегодня соперничать с рогожскими святынями.

Раздел "Церковная утварь и предметы храмового убранства" включает 14 предметов XVII - начала XX веков, в том числе великолепные напрестольные и запрестольные кресты, потиры, кадила, оклады Евангелия.

Раздел "Рукописные и печатные книги" включает 14 образцов XVI - начала XX веков. Староверы всегда славились своими книжными собраниями. Если среди сельских жителей, принадлежавших к Российской Православной Церкви, в XIX веке лишь единицы умели читать и писать, то старообрядцы были почти поголовно грамотными. В начале XX века уникальными фондами библиотеки Рогожского кладбища пользовались не только старообрядческие книжники, но и известные ученые: В.Г. Дружинин, Н.П. Лихачев, Н.К. Никольский. Однако в 1918 году большая часть Рогожского книжного собрания была национализирована и через некоторое время передана в Румянцевский музей (ныне Российская государственная библиотека). Поэтому сегодняшняя библиотека Рогожского кладбища сформировалась преимущественно после 1924 года. Впрочем, в собрании есть и книги, перешедшие из дореволюционной коллекции. В состав современной Рогожской библиотеки вошли собрания крупнейших деятелей старообрядчества XX века: архиепископов Мелетия (Картушина) и Флавиана (Слесарева), епископов Александра (Богатенкова) и Геронтия (Лакомкина), протоиерея В.Ф. Королева, историков Церкви и полемистов Ф.Е. Мельникова, В.Т. Зеленкова, М.А. Бриллиантова. Рукописный фонд Рогожского кладбища включает около 250 единиц, книжное собрание - около 1,5 тысяч единиц.

Раздел "Облачения и богослужебные предметы из ткани" включает 33 предмета ризницы XVII - начала XX веков. В середине XIX века на Рогожском кладбище в общей сложности насчитывалось: риз священнических - 293, епитрахилей - 161, поручей - 190 пар, стихарей диаконских - 97 и орарей - 112. Многие из дореволюционных риз и по сию пору используются во время богослужений.

На Архиерейском Соборе 2004 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл отметил: "Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе".

Альбом "Древности и духовные святыни старообрядчества" знакомит читателя с бесценным собранием Рогожского кладбища, которое содержит великолепные образцы православного церковного искусства, выполненные в строгом соответствии с древними традициями. Можно надеяться, что православный читатель, открывший для себя уникальный мир рогожского старообрядческого собрания, почувствует необходимость преодоления трагедии XVII века и сближения двух ветвей Русского Православия.

Следующая статья...»

№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 5(378) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 8(381) апрель 2008



№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 23(372) декабрь 2007


№ 22(371) ноябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 6 (355) март 2007


№ 4 (353) февраль 2007


№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 20(345)октябрь


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006




№ 11 (335) июнь 2006


№ 10 (335) май 2006



ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика