История Христианства на Волге и Урале
Новое открытие, связанное с историей христианства в Поволжье, сделал Игорь Сергеевич Чичуров, профессор исторического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН. Просматривая в Париже рукописный сборник Литургического устава Саввы Освященного, Игорь Чичуров обратил внимание на то, что устав прерывается списком епархий Константинопольского Патриархата, в котором упоминается Хазария. Таким образом, получено документальное подтверждение результатов хазарской миссии св. равноапостольного Кирилла. О своем открытии Игорь Чичуров рассказал корреспонденту МЦВ.
Сведения о Хазарском каганате содержатся в русских летописях и других источниках. В исторической науке о нем принято говорить как о государстве, в котором главной, если не единственной, религией был иудаизм. Между тем, давно и хорошо известна так называемая хазарская миссия Кирилла-Константина — равноапостольного просветителя славян, с которой он был отправлен в 60-е годы из Константинополя. Это посещение Хазарии известно прежде всего по житию Кирилла-Константина, однако ясных указаний, говорящих о том, вошла ли Хазария как церковная территориальная единица — епархия — в состав Константинопольского Патриархата или нет, житие не содержит. Любые новые сведения, дополняющие наши знания о хазарской миссии первоучителя Кирилла-Константина, очень важны. До последнего времени был опубликован лишь один из списков епархий Константинопольского Патриархата. В нем содержалось сообщение о том, что в состав Константинопольского Патриархата входила так называемая митрополия Готия с центром в Доросе, а среди епархий этой митрополии называлась епархия Хоциров (греч. — Hotziron). Это весьма загадочное наименование так и не получило до сих пор детального истолкования. Один из известнейших византинистов, венгерский ученый Йола Маравчик, который собрал в своем двухтомном труде все элементы тюркского языка, сохранившиеся в греческом языке византийской поры, даже выделил хоциров в особую тюркскую народность. Однако другими крупными исследователями — такими как Васильев, Мошин, французский византинист и историк Церкви Жан Даррузес — этот список епархий Константинопольского Патриархата ставился под сомнение и расценивался всего лишь как некий проект реорганизации Константинопольского Патриархата, так и оставшийся на бумаге. Не так давно в греческой рукописи, хранящейся во французской национальной библиотеке, удалось обнаружить списки распределения диоцезов между Патриархатами — Константинопольским, Иерусалимским, Александрийским — и Римским Престолом. Список этот содержится в Литургическом уставе Саввы Освященного, датируемом 1516 годом, но отражает те реалии церковной и политической истории, которые относятся к значительно более древнему периоду. И этот список прямо называет Хазарию среди епархий, подчиненных Константинопольскому Патриархату. Для датировки этого списка есть хорошие хронологические привязки. Прежде всего, в качестве одной из территориальных единиц там упоминается так называемая Фемо Халдия, о которой известно, что она была образована в Византии лишь после 829 г. В списке также отражен конфликт между Римской и Константинопольской кафедрами, которые спорили друг с другом за право крещения Болгарии. Это время Константинопольского патриарха Фотия (860—870 гг.) — время необычайно интенсивной миссионерской деятельности Константинополя, направленной не только в сторону Хазарии, время крещения Болгарии и так называемого первого крещения Руси после похода 860 года, а также моравской миссии славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. В одном из своих посланий патриарх Фотий, обращаясь к московскому епископу Антонину, благодарит его за успехи миссионерской деятельности среди иудейских общин на его территории. Не удивительно, что сохранились и списки диоцезов Патриархатов, в которых Хазария упоминается как одна из епархий Константинопольского Патриархата. Таким образом, получено документальное подтверждение результатов, которыми завершилась так называемая хазарская миссия Кирилла-Константина. Говоря о попытках Константинополя создать на территории Хазарии свою епархию, надо иметь в виду и еще одно обстоятельство. Незадолго перед этим Константинополь по просьбе Хазарии направил в крымский Херсонес чиновника Патрикия Петрону с тем, чтобы он построил на территории Хазарии крепость Сактел, которая в русских летописях называется Белая Вежа. Выполнив это поручение императора, Петрона вернулся в Константинополь. Изложив императору свои впечатления о ситуации в Крыму и Хазарии, он предложил для укрепления северных рубежей империи создать отдельную территориальную единицу — Фему Херсон. Таким образом, можно сказать, что последующее воцерковление Хазарии было продолжением такого рода межгосударственных политических контактов. Учреждение епархий на зарубежных территориях — это особая практика, связанная со сложными взаимоотношениями между Византией и другими государствами. Возникавшие епархии поначалу были, как правило, миссионерскими, и Хазария здесь не исключение. Между Византией и Хазарией в начале VIII столетия уже существовали прочные связи, которые дважды — в случае императора Юстиниана II и императора Константина V — были закреплены династическими браками с хазарскими принцессами. Естественно, что, выходя замуж за Византийских императоров, хазарские принцессы принимали христианство. Это происходило задолго до хазарской миссии св. Кирилла. Так что появлению Хазарской епархии в 860—870 гг. не приходится удивляться, поскольку существовала длительная предыстория политических и династических контактов между Хазарским каганатом и Византийской империей. Попытка включить Хазарию в состав Константинопольского Патриархата является закономерным результатом предшествующих контактов Хазарии и Византии, долгое время остававшихся союзниками на политической арене средневекового мира.
|