Искусство новгородских монастырей в Москве
Как мы уже сообщали в № 7 за апрель 2004 года, накануне праздника Пасхи, 9 апреля, в Покровском соборе (храм Василия Блаженного) состоялось открытие выставки «Господин Великий Новгород», которая продлится до 21 июня. Эта выставка — заключительная в цикле «Сбережено монастырями России», организована Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Государственным историческим музеем и Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником.
Начиная с октября 1999 года, когда открылась первая выставка «Блеск и великолепие Ярославля», в ризнице Покровского собора не раз представлялись художественные и исторические реликвии, хранящиеся в крупнейших российских монастырях. «Мы счастливы, что именно Великий Новгород закрывает эту серию “путешествий” по российским монастырям, — сказал на открытии выставки заместитель директора Исторического музея В.Л. Егоров. — Но на этом мы не остановимся: дирекция Исторического музея приняла решение создать общий альбом, в который войдут описания всех одиннадцати выставок».
«Господин Великий Новгород» — выставка по-своему уникальная, поскольку большинство представленных на ней экспонатов никогда ранее не выставлялось. Как отметил генеральный директор Нижегородского государственного музея-заповедника Н.Н. Гринев, при подготовке к выставке самым сложным вопросом для его сотрудников было — что выбрать? Несмотря на огромные потери, которые понесли новгородские монастыри в 20-е годы прошлого века и позже, в годы Великой Отечественной войны, когда многие монастыри были полностью разрушены, в фондах новгородского музея сохранилось множество ценнейших экспонатов. «На этой выставке мы представили в основном предметы XVIII—XIX веков, — сказал Н.Н. Гринев. — Дело в том, что в эту эпоху, после строительства Петром I Санкт-Петербурга, Новгород, на первый взгляд, утратил свое прежнее историческое значение, стал провинцией. Но сейчас постепенно происходит переоценка его роли в XVIII—XIX веках. Потому что, перестав быть политическим и важнейшим международным торговым центром, он сохранил за собой значение православного духовного центра».
На выставке представлены художественные произведения из шести новгородских монастырей: Рождественского Антониева (основан в 1106 г.), Юрьева (начало XII в.) — одного из самых богатых и известных в России, Спасо-Преображенского Хутынского (XII в.), Николо-Вяжищского (XV в.) и менее известных Трехсвятительского Отенского (1408 г.) и Сыркова (XVI в.). Это иконы, произведения ювелирного искусства, золотное шитье, книги, древние изразцы. Особый интерес представляют иконы XVII века в серебряных окладах из Рождественского собора Антониева монастыря, храмовая утварь из Вяжищского монастыря, изготовлненная в середине XVII века по заказу митрополита Лаврентия, а также личные вещи архимандрита Юрьевского монастыря Фотия, оказавшего значительное влияние на российскую историю начала XIX века.
В заключение церемонии открытия выставки директор Нижегородского музея-заповедника Н.Н. Гринев напомнил о том, что в Новгороде несколько лет назад была найдена самая древняя книга славянского мира. Это деревянная книга с восковым покрытием, по которому написан текст Псалтири. Н.Н. Гринев высказал пожелание, чтобы первым музеем, где она будет выставлена, стал Государственный исторический музей.
|