№ 5 (282) март 2004 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Пространство СНГ — место уникального межрелигиозного диалога

На пространстве Содружества Независимых Государств живет множество народов с их самобытными культурными и религиозными традициями. Распад прежнего многонационального государства, обостривший межэтнические противоречия, поставил нас перед необходимостью найти тот modus vivendi, при котором могли бы мирно сосуществовать разные этносы, религии и культуры. Куда нам обратиться в этих поисках? Иногда нам говорят, что наиболее удачным опытом межрелигиозного диалога и сотрудничества является опыт благополучных стран в дальнем зарубежье. Конечно, этот опыт мы с уважением изучаем и во многом используем. Но нужно ли основываться только на нем?

Между прочим, история Западной Европы изобилует религиозными войнами и конфликтами. И хотя они канули в лету, там до сих пор не могут разрешить вновь возникающих конфликтов. Так, правительство Франции вопреки воле многих верующих практически добилось запрета носить в публичных местах религиозные символы — мусульманские хиджабы, заметные христианские кресты, иудейские кипы, сикхские тюрбаны и так далее. Не акт ли это отчаяния? Не попытка ли уйти путем запретов от реальной жизни, в которой религия играет все более заметную общественную роль?

В странах СНГ отношения между разными религиями, а также между религиями и секуляризмом видятся менее конфликтными. Да, мы прошли через ожесточенное противостояние веры и неверия, но оно окончилось гражданским миром. Да, были межнациональные и политические конфликты, но они никогда не перерастали в религиозные войны. Трудно представить себе более мятежное время в России, чем начало XX столетия, когда произошла революция и в стране вспыхнула братоубийственная война, когда перенапряглись не только классовые, но и межэтнические отношения. Однако вот что писал в 1922 году в газете «Еврейская трибуна», издававшейся в Берлине, ее редактор М.М. Винавер: «Православная Церковь в целом, как единение верующих, и особенно верующий православный народ не проявлял никогда по отношению к евреям ни прозелитизма, ни резкой нетерпимости, ни активности в преследовании. Истинно-верующий русский народ, привыкший к разнообразию мнений в вопросах веры, сам склонный искать и углублять вопросы веры, не только мирится, но понимает и уважает инаковерующего, лишь бы вера его была чиста и искренна».

У нас есть своя эффективная модель мирной совместной жизни, достойного преодоления противоречий. В чем причина этого? Полагаю, что она — в нашем историческом, духовном, культурном наследии. Нас, сидящих в этом зале, объединяет не только единая история, не только общий личный опыт и общий опыт наших народов. Нас объединяют во многом схожие духовные идеалы, и один из них — это идеал смирения. Поясню, почему я вспомнил здесь об этом слове, которое так часто употребляется во дни Великого поста. 

О добродетели смирения сегодня говорится очень мало, она давно «вышла из моды». Однако смирение есть не добровольное убожество, но сознательный отказ от гордыни, в частности, отказ от попытки построить своими силами царство Божие на земле, отказ от горделивого «социального конструирования». Мы смиренно любим Творца и созданный Им прекрасный мир. Упование только на человеческие силы — не наша традиция. Нам чуждо стремление создать единую квазирелигию, сформировать «глобальную этику». Мы уважительно и бережно относимся к традициям, которые веками присутствуют в наших народах. Каждый из этих народов, каждая национально-культурная община имеет право на свой образ жизни, на свои принципы построения социума. Никто не должен навязывать ей иную общественную модель, особенно с помощью силы. 

Диалог и сотрудничество религий сегодня стимулируются открытием границ, усилением международного сотрудничества, совместным участием стран и народов в мировых процессах. В то же время для нас — верующих традиционных религий — отношение к интеграционным процессам обусловлено нашим долгом сохранять и развивать уникальность личности, семьи, народа, исконные духовные традиции наций и этнических групп. Возможность утраты отеческой веры никогда не станет для верующих допустимой ценой интеграции с кем бы то ни было — это многократно доказано историей.

С другой стороны, очень важно, чтобы отстаивание и поиск национальной идентичности не приобретали форм крайнего национализма и ксенофобии, способные привести к кровопролитным конфликтам. И здесь особо следует подчеркнуть роль межрелигиозного диалога, который важен не только как средство преодоления возможных недопонимания и подозрительности между религиозными общинами, но и как способ совместного отстаивания в условиях секуляризма духовных и нравственных ценностей, провозглашаемых традиционными религиями, отстаивание права на религиозный образ жизни, осуществляемый на уровне личной и общественной жизни. Будущее мирового устройства не в плавильном котле цивилизаций, разрушающих традиционные ценности, в том числе и религиозные, но во взаимоуважительном сосуществовании и сотрудничестве всех культурных моделей. Очень важно, чтобы ни одна из этих моделей не претендовала на универсальность и не подавляла другие политической, экономической или военной силой.

Ведет ли к распаду единства человеческой семьи многоциливизационное устройство мира? Нет. При условии, если удастся избежать взаимной изоляции и отчуждения. Именно поэтому между целостными этнокультурными общинами необходим диалог. Диалог, направленный не на смешение вер, не на их «объединение» вокруг секулярных идей устроения мира, вокруг материализма и рационализма. Нам нужен диалог, который позволит каждой религиозной традиции раскрыть свой потенциал в созидании личной, семейной, общественной жизни, в построении прочного и справедливого мира.

Пространство СНГ — это уникальное место в мире, где такой диалог возможен. Полагаю, религиозные лидеры СНГ в полной мере используют эту возможность во благо своих народов и народов всего мира.

Итоговый документ II Межрелигиозного миротворЧеского форума

Второй раз ведущие духовные лидеры стран СНГ встречаются на высшем уровне. За прошедшие со времени I Межрелигиозного миротворческого форума четыре года произошло немало драматических событий, которые подвергли серьезному испытанию мирное сосуществование последователей традиционных религий. Мир встал перед реальной угрозой глобального противостояния, которое провоцируется экономическими, политическими и социальными мотивами, обостряющими религиозные и культурные различия. В этой ситуации важным фактором, сдерживающим столкновение цивилизаций, становится общая миротворческая позиция лидеров ведущих религиозных традиций, которая выработалась благодаря развивающемуся диалогу религий.

В нашем регионе мира не было религиозных войн, но, наоборот, сложился уникальный опыт гармонического сосуществовования религий и культур. В большинстве стран Содружества межрелигиозные отношения близки к оптимальным, что подтверждается согласованной реакцией ведущих духовных лидеров на злободневные события, многочисленными и систематическими совместными мероприятиями, созданием постоянно действующих межрелигиозных структур.

Отрадно видеть, что за последние годы произошло немало положительных сдвигов в государственно-религиозных отношениях, и вопрос элементарного выживания уже не стоит перед нашими религиозными сообществами. Однако на смену воинствующему безбожию пришли новые вызовы — радикальный секуляризм, агрессивный прозелитизм, межнациональная вражда, терроризм. Форум обеспокоен разжиганием в некоторых средствах массовой информации вражды по отношению к традиционным религиям и их последователям.

Свидетельствуем, что истинно верующие люди никогда не вступят на путь террора. Мы убеждены, что те, кто сознательно стали террористами, отреклись от своей веры. Мы с горечью констатируем, что их замутненное безумными идеями сознание закрыто для доводов разума, а единственный язык, который они понимают, — это язык силы. Традиционные религиозные организации прикладывают все усилия к тому, чтобы сдержать разрастание террора и кощунственного использования террористами религиозных символов. Одновременно мы предлагаем правительствам наших стран помощь и поддержку в борьбе с этим злом.

Религии обладают значительным миротворческим потенциалом, особенно в области межэтнических отношений. Именно поэтому там, где сохраняется напряженность или существует открытый конфликт, представители религий, являющихся традиционными для большинства народов, вовлеченных в таковые конфликты, призываются к решительным и срочным совместным миротворческим действиям. Там, где проливается кровь или существует прямая угроза применения силы, должно быть особенно энергичным наше взаимодействие и сотрудничество, направленное на скорейшее мирное и справедливое разрешение существующих проблем.

Ожесточение человеческих сердец, растущее из года в год, стало следствием нравственного кризиса, забвения людьми установленных Богом моральных норм. Соблазны и пороки нового века, усиленно пропагандируемые в качестве некоей нормы человеческой жизни, разрушительно влияют на души людей, превращая их в бездумных потребителей товаров и услуг.

Взаимоотношения ведущих культурных и духовных традиций осложняются попытками их унификации, навязывания народам одинакового образа жизни, одного типа общественного устройства, единой цивилизационной модели. Все это провоцирует конфликты, создает питательную почву для экстремистских настроений. Мы уверены, что только признав право современной цивилизации на многоукладность, возможно избежать фатальных противоречий.

Все страны Содружества переживают сейчас процесс религиозного возрождения. Большинство их граждан считает себя верующими людьми. Религия возвращает себе подобающее место в жизни общества, активно вовлекаясь в разные сферы его жизнедеятельности. Развивается партнерство религиозных общин с государством и обществом в области социальной работы, воспитания юношества, сохранения и развития традиционной культуры, заботы об общественной нравственности.

Участники форума убеждены: религия может и будет играть объединяющую и примиряющую роль на пространстве Содружества, содействовать сотрудничеству и общению наших стран и народов. Верим, что наши совместные труды помогут преодолеть межнациональную вражду, отвести от наших сограждан угрозы терроризма, экстремизма, потери свободы и независимости.

Мы обращаемся к христианам, мусульманам, иудеям, буддистам, ко всем людям с призывом хранить между собой мир и согласие, совместно трудиться на благо наших стран.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 12(385) июнь 2008





№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008




№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 3(376) февраль 2008



№ 21(370) ноябрь 2007




№ 6 (355) март 2007



№ 5 (354) февраль 2007









ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика