№ 7 (308) апрель 2005 / Церковь и общество

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

К чему провоцировать разделения?

Архиепископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан,управляющий делами Украинской Православной Церкви:

Недоразумение, тревогу и замешательство в обществе, особенно среди верующего народа, вызвало распространенное агентством RISU сообщение под заглавием «Вселенская Патриархия не признает факта подчинения Киевской Митрополии Московскому Патриархату в 1686 году». Как говорится в сообщении, архиепископ Скопелосский Всеволод (Майданский), представляющий УПЦ США (Константинопольского Патриархата), во время пребывания в Киеве сделал следующее заявление: «Мать-Церковь, Константинопольский Патриархат, считает, что ее дочь — Московский Патриархат — имеет ту каноническую территорию, которая существовала в этой Церкви до 1686 года, а подчинение Киевской Митрополии Московской Церкви состоялось без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой».

Подобные провокационные заявления вызвали удивление у священноначалия Украинской Православной Церкви. Всем известно, что в 1686 году переподчинение Киевской Митрополии состоялось по инициативе тогдашнего гетмана Самойловича и его ближайшего помощника будущего гетмана Мазепы. По просьбе Собора украинских епископов была послана делегация к восточным патриархам, которые подтвердили факт перехода Киевской Митрополии в юрисдикцию Московского Патриархата. До сего дня сохраняются грамоты с подписями Константинопольского патриарха Дионисия, Иерусалимского патриарха Досифея и нескольких десятков архиереев Константинопольского Патриархата. Высказывание архиепископа Всеволода расходится с официальной позицией Константинопольской Церкви и официальным заявлением ее главы Святейшего Патриарха Варфоломея, который еще в 1993 году сказал, что признает единственным главой Украинской Церкви канонического Митрополита Киевского и всея Украины — Предстоятеля нашей Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Владимира.

Полагаем, что в случае с информацией о высказывании архиепископа Всеволода мы имеем дело с еще одной попыткой разжечь межконфессиональное противостояние, которое может послужить причиной возникновения многих проблем в мировом православии, а это всегда приводило к пагубным последствиям.

 

Архиепископ Львовский и Галицкий Августин:

Наверное, считать это заявление официальной позицией Константинопольского Патриархата нельзя. Во-первых, сама форма этого заявления далека от официальной. Во-вторых, архиерей украинской епархии Константинопольского Патриархата в США — это не тот уровень, на котором делаются подобные заявления от лица всей Константинопольской Церкви.

К сожалению, нужно отметить, что для архиепископа Всеволода подобные шаги, враждебные по отношению к каноническому православию в Украине, уже давно приняли систематический характер. Достаточно вспомнить провокационное участие владыки Всеволода в работе Синода украинской Греко-католической Церкви в начале 1990-х годов, где он сделал ряд скандальных заявлений, или его участие в погребении раскольничьего лжепатриарха Димитрия Яремы во Львове. Тогда он грубо попрал каноны Православной Церкви: не только священнодействовал в чужой епархии без ведома правящего архиерея, но и вступил в общение с раскольниками. За такие действия, согласно канонам, полагается извержение из сана.

Но даже если считать все недавно сказанное владыкой Всеволодом в Киеве его частным мнением, трудно поверить, что это сделано без ведома и согласия Константинопольского Патриарха. И своими высказываниями владыка Всеволод дал нам повод поднять вопрос о подлинной позиции Константинопольского Патриархата по вопросу о расколе в украинском православии. Очевидно, что этот вопрос необходимо обсудить и поставить точку.

Во-первых, надо поднять архивные материалы и показать, что переход Киевской Митрополии под омофор Московского Патриарха имел место при совершенно других обстоятельствах, нежели те, которые описывает архиепископ Всеволод, откровенно искажая историческую действительность.

Во-вторых, всю эту ситуацию следует рассмотреть еще под одним углом зрения. Весь православный мир — и тем более Константинопольский Патриархат, который является первенствующей по чести поместной Православной Церковью, — должен содействовать уврачеванию расколов, а не их углублению и консервации. А то, что делает владыка Всеволод, это, наоборот, поддержка раскола. Скажу резче — это «удар в спину» канонической Православной Церкви в Украине. Вмешательство, подобное тому, которое осуществляют архиепископ Всеволод (Майданский) и митрополит Константин (Баган), ведет лишь к одному — раскольники становятся еще более дерзкими, ощутив за собой поддержку этих иерархов Константинопольской Церкви, и еще более решительно борются с канонической Церковью в Украине.

Если бы речь шла хотя бы о двух разных народах, двух традициях, которые вошли в конфликт на одной канонической территории, в пределах одной Церкви, еще можно было бы искать помощи у третьей силы, у другой Поместной Церкви. Но ведь в данной ситуации речь идет просто о попытке использовать трудности украинского православия, чтобы утвердить в нем свое влияние. Получается, что другая поместная Церковь поддерживает врагов православия лишь в своих корыстных целях!

Сложившаяся в связи с заявлением владыки Всеволода ситуация показывает истинное отношение Фанара к украинскому православию — очень некрасивое, на мой взгляд. Ведь всегда очень неприятно выглядит, когда чьими-то нестроениями и проблемами пытаются воспользоваться третьи силы.

Если архиепископ Всеволод отразил реальное отношение Константинопольского Патриархата к церковной жизни Украины, то это весьма опасный симптом. Вместо того, чтобы поддержать и защитить каноническую Православную Церковь, Константинополь выдвигает свои претензии на ее каноническую территорию. Закономерно возникает вопрос: а с кем вы вообще?

Константинопольский Патриарх полагает, что без ущерба своей репутации может принимать в своей резиденции раскольников, которые действуют на территории канонической Церкви-сестры. Как видно из текстов обращений Патриарха Варфоломея, он может позволить себе называть их «собратьями» (а кто для него в таком случае мы — архиереи канонической Церкви?).

А между тем раскольники эти действия Патриарха Варфоломея воспринимают не просто как вежливость, но именно как одобрение своих действий. Они широко публикуют его приветствия, письма, ответы на свои послания. Я уже думаю иногда: может быть, Господь специально попускает такое, чтобы мы могли поскорее разобраться, кто есть кто, чтобы каждый открыл свое истинное лицо и стало ясно, чего он хочет, ради каких целей.

По материалам сайта «Седмица.ру»

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 10 (383) май 2008


№ 11(384) июнь 2008




№ 12(385) июнь 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 17(390) сентябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008






№ 19(392) октябрь 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 12(385) июнь 2008



№ 10 (383) май 2008


№ 3(376) февраль 2008




№ 24(373) декабрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007





№ 17(366) сентябрь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика