№ 15-16 (364-365) август 2007 / Архипастырь

Следующая статья...»

У Троицы

Каждый раз, приезжая в Лавру преподобного Сергия Радонежского, в Сергиев Посад, ощущаешь иной мир и иное измерение времени. Все здесь стоит незыблемо и основательно, внушая глубокие чувства и переживания. Тот же Троицкий собор, освященный в 1425 году, в котором покоятся мощи Преподобного. Рядом — небольшая церковь преподобного Михея, келейника Преподобного, сподобившегося вместе со святым Сергием видеть явление Божией Матери. А в самом центре Лавры возвышается величественный Успенский собор, заложенный в 1559 году царем Иоанном Грозным. В его крипте покоятся патриархи, митрополиты и архиепископы Московские. Вблизи собора высится 88-метровая колокольня, возведенная в 1740–1770 годах при наместнике Лавры святителе Иоасафе Белгородском. Все это дивное великолепие своим истоком и началом имеет скромную келию преподобного Сергия, молитвенника и печальника земли Русской. Здесь молитвами и трудами святого Сергия созидалась обитель Святой Троицы, а с ней и стояние и крепость Русской земли.

Сколько же за прошедшие с тех пор 600 лет прошло перед гробницей Преподобного людей и поколений! Это и великие князья Руси, патриархи и святители, царственные особы, государственные деятели, великие мужи и простой люд Руси-России. Как много дум приходит на ум в этой святой обители, которую неложно именуют сердцем России. Так и есть! В каждом переступающем порог Лавры паломнике невольно пробуждается душа, оживляется сердце, яснеет ум и перед его взором проходит почти весь исторический путь России с ее значительными событиями. Однако здесь все смиряется перед величием прошлого, сердцевиной которого был смиренный Сергий, избегавший известности, почета и славы. Но при всем том был всегда там, где ожидали его благословения и молитв. Он был усердным молитвенником князя Димитрия Донского и духовным другом святителей Алексия, Феогноста и Киприана Московских. Его святыми молитвами и духовным авторитетом было основано до 70 обителей Руси. И ныне он остается духовным стержнем нашего Отечества. К нему, как и наши предшественники, обращаемся и мы в тяжелую и трудную годину, видя в нем «скорого помощника и преславного Чудотворца».

Наш знаменитый Пензенский земляк, профессор Московской духовной академии историк В.О.  Ключевский так характеризует духовное значение для России преподобного Сергия: «Если бы возможно было воспроизвести писанием все, что соединилось с памятью преподобного Сергия, что в эти пятьсот лет (писалось в 1892 г. — Авт.) было молчаливо передумано и перечувствовано перед его гробом миллионами умов и сердец, это писание было бы полной глубокого содержания историей нашей всенародной политической и нравственной жизни. Да и каждый из нас в своей собственной душе найдет то же общее чувство, стоя у гробницы Преподобного. У этого чувства уже нет истории, как для того, кто покоится в этой гробнице, давно остановилось движение времени. Это чувство вот уже пять столетий одинаково загорается в душе молящегося у этой гробницы, как солнечный луч в продолжении тысячелетий одинаково светится в чистой капле воде. Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени, и редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос: что он есть для них, далеких потомков людей XX века и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно».

Не опустела и ныне дорога к Святой Лавре. Многие, приходя сюда впервые, обретают здесь веру и осмысление своей жизни. Потому что находят здесь неиссякаемый источник утешения и духовной силы среди треволнений жизни и кажущейся безысходности. И никто не покидает Лавры неутешен, унося в своих сердцах иное состояние духа, обновленные чувства и радостную, согревающую сердце, надежду. Здесь все более начинаешь осознавать, почему тысячи, миллионы паломников нашей страны и мира стремятся побывать в Лавре преподобного Сергия. Ведь к пустому колодцу, в котором нет воды, не приходят. А сюда беспрерывно едут и идут ежедневно, проделывая подчас огромный путь, чтобы прикоснуться к святыням Лавры, побывать на богослужениях, уврачевать свою совесть, напитать душу живительными силами благодати Божией.

Сюда в дни памяти Преподобного приезжает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий с многочисленными архипастырями Русской Церкви. Чтобы, приникнув к раке мощей преподобного Сергия, получить душевное успокоение, духовную помощь и поддержку в многотрудном и крестоносном служении. Сюда приезжают и люди, находящиеся во власти, и вместе со Святейшим Патриархом за лаврскими богослужениями проникаются высокими духовными впечатлениями, с которыми служение Отечеству становится нравственным подвигом, оживляющим в сознании власти высочайший долг и обязанность перед Богом и людьми. И все, чем проникается здесь человек, дает обильную пищу уму и сердцу. Здесь возникает реальное чувство исторической преемственности всего богатого наследия нашей Родины, тысячелетнего пути государства Российского. «Ведь все это здесь, — писал в XIX веке святитель Филарет, митрополит Московский, — только закрыто временем, или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище, в великолепном ковчеге». Необходимо лишь внимательно, а не поверхностно всмотреться в облик Святой Лавры, не только в ее архитектурные достоинства, но глубже, а именно в то, чем Лавра обязана своему основателю. Здесь корень и тайна русской души, ее жизни и мироощущения. «Чтобы понять Россию, — писал в начале XX века священник Павел Флоренский, — надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ея, признанного святым при жизни — “чудного старца, святого Сергия”».

Всмотримся же и мы внимательным взором в основателя Лавры, с тихими и неспешными чувствами побывав в Троицком соборе у гробницы святого Сергия. И открыв ему свою душу, мы почувствуем, как он открывает свою. Духовно ободренные и окрыленные мы покидаем Сергиеву Лавру, окинув прощальным взором ее величественные храмовые главы со сверкающими на солнце крестами, унося в своем сердце теплые и благодарные чувства к великому молитвеннику, святому и милосердному Старцу, а равно и великому Гражданину нашей родной земли. 

Следующая статья...»

№ 7 (356) апрель 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007
У Троицы


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 21(370) ноябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 3(376) февраль 2008


№ 4(377) февраль 2008


№ 6(379) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 12(385) июнь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008


№ 18(391) октябрь 2008


№ 13-14(386-387) июль 2008



№ 12(385) июнь 2008



№ 6(379) март 2008


№ 4(377) февраль 2008



№ 3(376) февраль 2008



№ 24(373) декабрь 2007


№ 12 (336) июнь 2006



№ 3 (328) февраль 2006


№ 1-2 (326-327) январь 2006


№ 23(324) декабрь 2005


№ 15-16 (316-317) август 2005


№ 6 (307) март-апрель 2005


№ 5(306) февраль 2005


№ 17 (294) сентябрь 2004


№ 1-2 (278-279) январь 2004


№ 23(276) декабрь 2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика