№ 13-14 (314-315) июль 2005 / Православный мир

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Православие в современном мире

Как сегодня осуществляется взаимодействие в православном мире? Традиционные формы общения - паломничества, конференции, межправославные совещания - сегодня дополняются новыми формами, призванными отразить сложные реалии современного мира. Одна из таких форм общения - конференции Межпарламентской Ассамблеи Православия. Православные парламентарии разных стран ведут совместную работу с 1994 года. XII ежегодная конференция состоялась 23-25 июня в Женеве, в Православном экуменическом центре Константинопольского Патриархата в Шамбези. Ее главная тема - православие перед вызовами современного мира.

Десять лет назад православные парламентарии европейских стран объединились с целью координации своих действий на пути к общеевропейской интеграции. Инициатива принадлежала Парламенту Греции, и первая встреча Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия состоялась в Афинах. Каждый год ее ежегодные конференции проходили во различных столицах и городах мира, а состав участников увеличился вдвое - с 12 стран до 28. Большим достижением Ассамблеи стало участие в ее работе в качестве полноправных членов парламентариев из Австралии, Сирии, Нидерландов, Ливана, США, Палестинской Автономии, Иордании, Египта и Уганды. Три года назад в Вильнюсе вылилось в официальное преобразование Ассамблеи в широкое общемировое православное политическое движение.

Женева неслучайно была избрана местом проведения нынешней конференции. Еще с середины XIX столетия в этом городе, благодаря русским, приезжавшим сюда на отдых, была построена православная церковь во имя Воздвижения Креста Господня, ставшая после революции духовным центром русской эмиграции в Швейцарии. После Второй мировой войны и по настоящее время здесь располагается штаб-квартира Всемирного Совета Церквей, членами которого являются практически все Поместные Православные Церкви. А двадцать лет назад в Шамбези возник экуменический центр Константинопольского Патриархата, главной задачей которого является поиск путей всеправославного единства.

Начало работы конференции  было положено приветственными выступлениями генерального секретаря Межпарламентского союза Андерса Джонсона, генерального секретаря Конференции Европейских Церквей Кейта Клеменса, директора бюро ЮНЕСКО Ингеборги Брейнс, митрополита Швейцарского Иеремии, зачитавшего послание Константинопольского Патриарха, и президента Международного фонда единства православных народов Валерия Алексеева, передавшего приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В адрес участников и гостей форума поступили также приветствия от Блаженнейшего Митрополита Варшавского Саввы, председателя Государственной Думы Российской Федерации Бориса Грызлова, а также от глав парламентов Греции и Кипра.

Свой доклад по основной теме представил президент МАП, депутат Государственной Думы России Сергей Попов. Он сосредоточил внимание на нравственном облике современного человека, воспитании молодого поколения в традиции западной массовой культуры, насаждающей стандарты эгоизма и потребительства. В этом, по мнению президента МАП, коренятся причины национального и религиозного непонимания в мире.

Нынешняя конференция проходила на фоне серьезных внутрицерковных конфликтов в Иерусалимской, Сербской и Элладской Церквах. Эти вопросы волновали многих участников, так как перед МАП впервые встала задача использовать свой авторитет и международный миротворческий опыт для поиска путей выхода из этих кризисных ситуаций.

Генеральный секретарь МАП, депутат греческого парламента Стилианос-Ангелос Папатемелис в своем выступлении отметил, что соблазном настоящего времени является идея глобализма, противостоящая вековым традиционным ценностям. Поэтому одной из главных задач современных политиков, по его мнению, должна стать работа в русле диалога культур совместно с Церковью. Это может стать важным шагом к противостоянию глобальной унификации личности.  В выступлении была подчеркнута возрастающая значимость Ассамблеи православных парламентариев не только на всем поствизантийском пространстве, но и на всемирной политической арене. За десятилетний путь, пройденный МАП, были достигнуты очень хорошие результаты, главным из которых стало то, что движение состоялось, приобрело поддержку и понимание у светских и церковных властей всех тех стран, где в парламентах работают православные депутаты.

Митрополит Швейцарский Иеремия (Константинопольский Патриархат) в своем докладе также показал причины, содействующие превращению МАП в одну из авторитетных международных православных политических организаций.

Избранная тема - "Православие перед вызовами современного мира", обсуждаемая в контексте приостановки процесса ратификации общеевропейской Конституции, дала повод многим парламентариям поделиться своими мыслями о нарастающем политическом однообразии и одновременно - социальной разобщенности народов и попытаться сообща найти ответ на сложный и острый вопрос - в каком обществе мы будем жить в наступившем тысячелетии? Важно, что, пожалуй, впервые за многие годы участники конференции, преодолев разные политические воззрения, нашли согласие по главному вопросу - без духовного потенциала православия и наши народы, и весь христианский мир не смогут преодолеть все возрастающую зависимость общества от экономической конъюнктуры, могущей в одночасье лишить благополучия целые страны и народы.

Нельзя не упомянуть о том, что в нынешнем году на подобном авторитетном форуме в Аммане деятели науки и политики, историки и богословы уже обсуждали деструктивное шествие по миру идеи унификации и стандартизации жизни по образцам западной цивилизации, отрицающую саму возможность позитивного взаимодействия разных религий, прежде всего христианства и ислама. Большинством участников той конференции, организованной Фондом единства православных народов, с озабоченностью констатировали громадные различия в жизни народов богатых и бедных стран, оправдание чему зачастую ищутся в той или другой религиозной традиции. В связи с этим предлагались меры по оформлению консолидированной и основанной на принципах обоих вероучений позиции христиан и мусульман в отношении преодоления угрозы глобального кризиса.

Тема пагубности однополярного мира также затрагивалась в докладе представителя Римского папы в ООН архиепископа Томмази, который отметил, что попытки построить суверенитет единой Европы без оглядки на исторический опыт составляющих ее народов и стран лишены всякой перспективы. Таким опытом общественно-государственного начала для всех этих стран может служить и христианство, чьим идеалом является гармоничное и свободное развитие каждого человека.

На некоторые черты происходящего мирового кризиса указал в своем докладе генеральный секретарь Конференции Европейских Церквей Кейт Клеменс. Причину растущего в обществе пессимизма он напрямую связал с экспансионистскими претензиями экономически развитых стран, продвигающих идею секулярного общества, где исключена не только возможность диалога культур, но и в угоду экономическому прогрессу ограничен духовный опыт христианства в жизни людей.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в своем приветственном послании в адрес конференции особо подчеркнул актуальность рассматриваемых на конференции проблем. Христианство всегда предлагало людям ответ на грозные вызовы времени. Начало III тысячелетия заставило человечество содрогнуться перед террористическим безумием. Рост пессимизма и неуверенности в завтрашнем дне, бедности и утраты моральных ориентиров также становятся печальными реалиями наших дней. На прочность проверяется и единство Церкви. Поэтому в новом веке с такой остротой встает вопрос - куда движется человек, где его духовные и социальные ценности, что он делает для спасения своей души? Помощь в обретении ответа на эти непростые вопросы может оказать благодатный тысячелетний опыт Православия. Люди должны задуматься над словами Спасителя: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16, 26).

Большинство участников конференции высказали тревогу в связи с кризисным положением национальных экономик восточнохристианских государств. Обещанные массовой пропагандой блага от внедрения глобальных постиндустриальных технологий так и не стали достоянием всех народов, что в известной мере и привело мировое сообщество к системному кризису. Как показал нынешний кризис в Европейском Союзе, западные страны так и не смогли договориться между собой о чем-то большем, нежели объединение денежной и финансовой систем. Касаясь этой проблемы, участники ясно заявили о том, что мировой кризис - это кризис мировых стандартов.

В выступлении генерального секретаря Парламентского союза Организации Исламская Конференция Ибрагима Ауфа прозвучал призыв вести диалог религий через видение духовных ценностей, близких каждому человеку. "Настоящий диалог возможен только между равноправными субъектами, признающих авторитет друг другу, а нашей общей основой является Святая Земля - колыбель наших религий", - отметил он.

Депутат Парламента Греции Николас Николопулос сделал важный вывод: "Если мы хотим сохранить свою цивилизацию, обеспечить выживаемость, культуру и самобытность наших народов, мы должны во что бы то ни стало сохранить наши государства от распада... Мы должны при этом особо позаботиться об укреплении духовного единства народов нашего общего восточнохристианского пространства, о развитии нашей общей культуры, покоящейся на идеях миротворчества и согласия, восприятия мира как удела Божия".

Внимание участников привлекло выступление депутата Парламента Кипра Софоклиса Фиттиса, в котором отмечалось, что православные народы, столь не любимые западными футурологами, как и столетия назад, выстоят в этой борьбе, потому что видят свое предназначение в спасении ближнего своего.

В этой связи была затронута тема обострения ситуации между исламским и христианским миром. Участники конференции выступили против придания вооруженным действиям США характера "религиозной чистки" и навязывания исламу ярлыка перманентно агрессивной религии.

Отмечалось, что МАП имеет все возможности организовать полноценный и полноправный диалог Запада и Востока, чем выгодно отличается от многих других межгосударственных организаций, участники которых выслушивают лишь назидательные монологи представителей так называемых "высокоразвитых государств".

В итоговой резолюции участники дали высокую оценку прошедшей конференции и поблагодарили руководство Православного центра в Шамбези за отличную организацию и радушный прием на швейцарской земле.

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 5(378) март 2008



№ 6(379) март 2008


№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008



№ 11(384) июнь 2008


№ 17(390) сентябрь 2008




№ 18(391) октябрь 2008




№ 19(392) октябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008




№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 20 (393) октябрь 2008



№ 10 (383) май 2008



№ 12 (336) июнь 2006




№ 10 (335) май 2006




№ 5 (330) март 2006





№ 4 (329) февраль 2006




№ 15-16 (316-317) август 2005


№ 23(300) декабрь 2004


№ 23(276) декабрь 2003


№ 18(271) сентябрь 2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика