№ 18 (319) сентябрь 2005 / Праздники и юбилеи

Следующая статья...»

Юбилей протопресвитера Матфея Стаднюка

Протоиерей Валентин Асмус:

В далеком 1925 году Залесцы, родное село о. Матфея, находилось на территории Польши, в которой тогда было около 4,5 млн. православных. В 8 верстах от Залесцев находится Почаевская лавра, куда Анна Демьяновна Стаднюк водила по праздникам своего маленького сына Матфея. А в десятилетнем возрасте он уже стал алтарником Покровского храма в Залесцах. Каждое богослужение, вспоминает о. Матфей, было для него Пасхой. Покров Божией Матери над землей Почаевской определил жизненный путь многих земляков о. Матфея: только из его села вышло более 150 священнослужителей, и среди них два брата о. Матфея. Третий брат его пал на поле брани.

В 16-летнем возрасте Матфей Стаднюк поступил на Пастырские курсы при Почаевской лавре. Это было время немецкой оккупации. Желая выглядеть в глазах населения «освободителями от безбожного большевизма», оккупанты жестко контролировали церковную жизнь и расправлялись с теми, кто не соответствовал их политическим видам. Именно они организовали убийство митрополита Алексия (Громадского), главы Украинской Автономной Церкви, стремившегося сохранить не только духовное, но и каноническое единство с Московским Патриархатом.

После двух лет обучения на Пастырских курсах М.Стаднюк проходил послушание псаломщика, а после женитьбы в марте 1945 года был рукоположен в сан диакона епископом Кременецким Иовом (Кресовичем).

4 января 1946 года епископ Черновицкий и Буковинский Феодосий (Ковернинский) рукоположил о. Матфея во пресвитера. К месту своего служения молодой священник шел с железнодорожной станции 60 км пешком. Одновременно о. Матфей служил и в четырех других сельских храмах, где не было священников. Ревностное пастырское служение о. Матфея было вскоре отмечено: его назначили благочинным. Перед ним открывалось обширное поприще священнического служения и церковно-административной деятельности.

Но о. Матфей имел сильнейшее желание завершить богословское образование. Преодолевая серьезные препятствия, он прибыл в Троице-Сергиеву лавру и был зачислен в 3-й класс Духовной семинарии. Воспитанникам семинарии и студентам Духовной академии передавали свои знания, свой духовный и жизненный опыт старые профессора, выпускники дореволюционных духовных школ. Многие из них испытали узы и темницы. Еще до окончания МДА о. Матфей начал служение в храме свв. Петра и Павла в Лефортове, куда, по окончании Академии, он и был назначен в 1955 году. Вскоре умер настоятель храма протоиерей Димитрий Цветков, и о. Матфей стал его преемником. Одновременно

о. Матфей был секретарем Учебного совета при МДАиС и  помощником протопресвитера Николая Колчицкого, секретаря Святейшего Патриарха Алексия I.

В 1964-1967 годах о. Матфей был настоятелем русского храма в Александрии (Египет), где он в совершенстве овладел английским языком. В начале 1968 года протоиерей М.Стаднюк был командирован в Нью-Йорк, где был секретарем Патриаршего Экзарха Северной и Южной Америки архиепископа Ионафана (Каполовича) и настоятелем Никольского собора. В 1970 году Русская Православная Церковь даровала автокефалию Русской Митрополии в Америке, но приходы Экзархата остались в юрисдикции РПЦ. По возвращении на Родину в 1973 году М.Стаднюк был назначен секретарем Святейшего Патриарха Пимена.

Это было переходное время. Хрущевские гонения на Церковь были позади. Жизнь Церкви и всего нашего общества оживала.

Узкие рамки тоталитаризма становились для общества все более тесными. Но власть, даже находясь в отступлении, наносила удары прежде всего по всем, кто слишком далеко выходил за невидимую черту дозволенного. До сих пор недоброжелательные критики нашего священноначалия утверждают, что оно было слишком пассивно, а то и сервильно перед лицом требований власти. На самом же деле и сама власть была уже не та, и можно было с чистой совестью доказывать ей, что Церковь, по слову святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, «больше не враг Советской власти». А когда меры власти задевали Церковь, именно священноначалию приходилось делать все, чтобы отвращать или хотя бы смягчать эти удары. Сейчас мы все больше понимаем, что не были наши епископы гонителями смелых и «мятежных» священников, а были скорее их заступниками и, во всяком случае, делали все, чтобы удары, наносимые властью по отдельным членам Церкви, не были ударами по Церкви в целом. Сказанное относится в полной мере и к отцу Матфею Стаднюку, секретарю Предстоятеля Русской Церкви и правящего Архиерея Московского. О. Матфей не «наказывал» ревностных священников, привлекавших пристальное внимание властей, он, напротив, отечески опекал их, заботясь о том, чтобы их служение, при сохранении всего их духовного горения, было свободно от тех демонстративных проявлений человеческой гордыни, которые и привлекали наибольшее внимание компетентных инстанций.

Но не только священники шли на прием к о. Матфею в Патриархию. К нему шли и многочисленные миряне со своими проблемами и скорбями. И о. Матфей не только отдавал необходимые распоряжения: для каждого просителя у него находилось и доброе слово утешения и пастырского участия, и молитвенная помощь. Даже в отдаленных епархиях заступничество

о. Матфея клало конец тяжелым, затяжным конфликтам.

Несколько лет о. Матфей возглавлял Хозяйственное управление Патриархии; он стоит у истоков Софринского церковного завода.

В 1978 году протоиерей М.Стаднюк был назначен настоятелем Патриаршего Богоявленского собора с возведением в сан протопресвитера — высший сан белого священства.

При Святейшем Патриархе Алексии II протопресвитер М.Стаднюк продолжал 10 лет трудиться в должности секретаря Патриарха. Лишь в 2000 году, после перенесенной болезни, он подал прошение об освобождении от этой должности.

В своей деятельности отец протопресвитер особенно ценит то, что он был многолетним Патриаршим секретарем и доныне остается послушником Святейшего Патриарха Алексия в должности настоятеля Патриаршего Богоявленского собора.

За долгие годы служения протопресвитер М.Стаднюк был удостоен множества наград — не только Русской Православной Церкви и Российского государства, но и Поместных Православных Церквей — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Румынской, Болгарской, Чешской и Словацкой, Финской, Синайской.

22 сентября сего года Божественную литургию в Богоявленском соборе по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия совершил епископ Красногорский Савва в сослужении маститого юбиляра и нескольких десятков клириков, среди которых были и прибывшие из Тернопольской епархии земляки

о. Матфея. Прибыли поздравить его также архиепископ Арсений Истринский, епископ Вениамин Люберецкий, епископ Марк Егорьевский. Епископ Савва после благодарственного молебна зачитал поздравление, адресованное юбиляру Святейшим Патриархом, а также Патриаршую Грамоту о награждении протопресвитера М.Стаднюка церковным орденом прп. Серафима Саровского (II степени). От лица московского духовенства юбиляра красноречиво приветствовал протоиерей Л.Ролдугин. Московские клирики вручили о. Матфею свой дар — образ Покрова Божией Матери. Долго приветствовали любимого пастыря «соборяне» — прихожане Патриаршего собора, а также верующие из других приходов.

От души желаем Его Высокопреподобию, досточтимому отцу протопресвитеру Матфею Стаднюку благодатной помощи Божией в его служении Богу, Церкви Христовой и народу Божию, — и многая и благая лета.

 

Валерий Любартович:

Мое знакомство с протопресвитером Матфеем Стаднюком состоялось в начале 2002 года. Я получил известие о том, что отец настоятель Богоявленского кафедрального собора хотел бы встретиться со мной в связи с подготовкой к празднованию в будущем году 150-летия освящения этого храма.

 

В морозный воскресный день, после литургии, я подошел к крыльцу бокового входа в алтарь собора и попросил кого-то из церковнослужителей оповестить отца протопресвитера о моем приходе. Через несколько минут мне было предложено пройти в алтарь.

С глубоким благоговением я впервые вступил в диаконник и увидел ожидающего меня седобородого старца в сером подряснике, держащегося очень прямо, с большим достоинством, и строго, как мне показалось, глядящего на меня поверх толстых стекол очков. Я представился и получил благословение о. Матфея. Затем он, одевшись в рясу и в легкое не по сезону пальто, предложил мне следовать за ним.

Мы вышли в застекленный тамбур входа, и я увидел, как множество людей, стоявших на церковном дворе, устремилось к появившемуся на ступенях крыльца о. Матфею. Десятки людей просили его благословения, хотели поговорить с ним, о чем-то посоветоваться, поздравить с праздником. Путь по заснеженному двору от крыльца до входа в лифтовое помещение отец протопресвитер преодолевал минут 15, останавливаясь и терпеливо, с большим вниманием и участием выслушивая просьбы о нуждах, утешая и поддерживая в скорби, часто творя милостыню. Я был поражен и восхищен всеобщей любовью прихожан к своему пастырю.

Отец Матфей пригласил меня разделить с ним праздничную трапезу. За обеденным столом находились несколько человек, в том числе матушка Федосья и староста собора Николай Семенович Капчук. За едой начался общий разговор о предстоящем юбилее, но лишь после завершения трапезы мне было сделано о. Матфеем предложение стать автором исторического исследования о Елоховском соборе.

Смутившись неожиданным предложением, нарушающим мои собственные рабочие планы, я попросил неделю для размышления. «Ну, что же, — ответил о. Матфей, — приходите ко мне в следующее воскресенье после литургии».

Малознакомый тогда с церковным обиходом, я застеснялся и переспросил, дозволено ли мне будет снова зайти к нему в алтарь. «У вас всегда есть на это благословение», — ответил о. Матфей с подкупающей улыбкой, и я понял, что от этой работы я не смогу уже отказаться, так как не в моих силах огорчить невниманием этого доброго человека.

Так началась наша совместная работа. Я вскоре понял, что о. Матфей озабочен необходимостью поиска исторических сведений о соборе, с тем чтобы максимально полно, как это только возможно, вспомнить всех соборян его долгого исторического существования. Часто, принимая меня в своем рабочем кабинете на хорах храма,

о. Матфей усаживал меня в кресло у рабочего стола и диктовал для записи имена тех людей, которые, по его мнению, были бы полезны для наших исследований.

Вспоминая необходимые адреса и номера телефонов, о. Матфей доставал свою потрепанную, распухшую от вложенных записок и визитных карточек записную книжку и, медленно перебирая их, находил нужную запись. После этого он сам звонил по телефону и договаривался о моих встречах с владыками, священниками, профессорами духовных школ, старыми прихожанами. Его заботу о плодотворности поисковой работы я ощущал постоянно.

Часто вместе с о. Матфеем мы проходили по пространству собора, и он, рассказывая о сохранившихся в его памяти исторических эпизодах, сопровождал повествование неожиданными «экскурсами». То он показывал мне в главном алтаре прекрасные росписи художника А.Куликова, то указывал на место в притворе, где когда-то находились рабочие помещения протопресвитера Николая Колчицкого, то вводил в алтарь Никольского придела, чтобы я мог увидеть малоизвестную верующим реликвию — временную раку святителя Алексия, в которой его мощи были перевезены из Кремля в собор в 1947 году.

Вместе с о. Матфеем мы разрабатывали структуру будущей книги, обсуждали результаты работы в архивах. Помню, с каким удовлетворением он воспринял сообщение о том, что нами обнаружены неизвестные ранее имена священников храма, принимавших участие в обряде Святого Крещения А.С. Пушкина.

Благодаря действенной помощи о. Матфея наша работа была успешно завершена, и в назначенный срок она была опубликована Церковно-научным центром «Православная энциклопедия». С большой радостью мы восприняли благодарность за наш труд от батюшки Матфея — вдохновителя и первого читателя исторического исследования «Собор Богоявления в Елохове. История храма и прихода». И теперь, бывая на богослужениях в Елоховском соборе или в Храме Христа Спасителя и видя о. Матфея, возглавляющего священнический чин Москвы при патриарших богослужениях, я всегда радуюсь бодрому облику, твердой походке и молодо звучащему голосу этого теперь уже восьмидесятилетнего маститого протопресвитера — старейшего священнослужителя нашего города — и вспоминаю нашу совместную работу. Верю, что в скором времени воплотиться в жизнь мечта о. Матфея — создание церковно-исторического музея Богоявленского кафедрального собора.

Доброго здоровья Вам, дорогой отец Матфей, укрепления сил телесных на радость всем Вашим многочисленным духовным чадам!

 

Следующая статья...»

№ 23(324) декабрь 2005


№ 9 (334) май 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 13-14 (336) июль 2006


№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 18(343) сентябрь


№ 20(345)октябрь


№ 22 (347) ноябрь


№ 7 (356) апрель 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 23(372) декабрь 2007


№ 24(373) декабрь 2007


№ 6(379) март 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 17(390) сентябрь 2008




№ 15-16 (388-389) август 2008




№ 18(367) сентябрь 2007




№ 13-14 (362-363) июль2007



№ 11 (360) июнь 2007




№ 7 (356) апрель 2007


№ 22 (347) ноябрь


№ 20(345)октябрь


№ 18(343) сентябрь



№ 15-16 (337) август-сентябрь 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 17 (318) сентябрь 2005

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика