№ 10 (311) май 2005 / Образование

Следующая статья...»

Школа, собирающая человека

Православная гимназия «Радонеж», многие годы по достоинству считавшаяся одной из лучших, в 2005 году столкнулась с серьезными трудностями

ОТ РЕДАКЦИИ: согласно справке о финансовом положении гимназии, подготовленной в марте текущего года, -бюджет гимназии складывается из следующих источников: пожертвования от родителей — в среднем 300—350 тысяч рублей в месяц; пожертвования от юридических лиц — 60 тысяч рублей в месяц. Итого 410 тысяч рублей в месяц. Между тем, чтобы выполнить свои обязательства по зарплате, гимназии необходимо 460 тысяч рублей ежемесячно. К этому необходимо прибавить 137 тысяч рублей ежемесячных выплат по коммунальным услугам и 40 тысяч рублей на оплату питания школьников. Таким образом, только для нормальной повседневной работы гимназии необходимо как минимум 637 тысяч рублей в месяц. При этом гимназия на данный момент имеет многолетнюю задолженность по аренде помещения — 330 тысяч рублей; по продуктам питания для школьников — 140 тысяч рублей (с января 2005 года, так как продукты питания перестали оплачиваться из госбюджета). На данный момент у гимназии накопились долги в сумме более 1 миллиона 200 тысяч рублей.

В начале 90-х годов в микрорайоне Ясенево в здании одного из детских садов начала работать православная классическая гимназия «Радонеж». Многое пришлось пережить этому учебному заведению на пути создания школы, дающей учащимся всестороннее гуманитарное образование на основе христианской этики. Накоплен серьезный духовный и педагогический опыт, разработаны новые нестандартные воспитательные и образовательные методики. В нынешнем году гимназия отмечает свое пятнадцатилетие. Мы беседуем с заместителем директора гимназии «Радонеж» по научно-методической работе, кандидатом филологических наук, заведующим межфакультетским отделением классической филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университет Рустэмом Анасовичем Гимадеевым.

— Рустэм Анасович, православная гимназия «Радонеж» известна не только в церковных кругах. Тем не менее, расскажите подробнее об этом учебном заведении.

— Православная классическая гимназия «Радонеж» — первая православная общеобразовательная школа и первая классическая гимназия в России после 1917 года. Классическая гимназия — это строго определенное понятие, по сути, это школа, учебный процесс в которой построен преимущественно на изучении полного курса древних языков — греческого и латинского. Вообще, если быть точным, первый опыт создания классической гимназии в современной России, в котором я тоже принимал участие, состоялся в 1985 году в Петербурге. Но та гимназия распалась по чисто экономическим причинам, когда грянули павловские реформы. И вот 15 лет назад возникла гимназия «Радонеж». Поначалу, учитывая специфику тогдашней романтической эпохи, она существовала в некоем зачаточном состоянии, но лет 12 назад удалось ввести учебный процесс в строго определенные рамки и высоко поднять уровень преподавания древних языков, изучение которых является проверенным вековой практикой эффективным воспитательным и образовательным средством. На базе изучения древних языков оказалось вполне возможным ввести в программу изучение трех основных европейских языков: немецкого — со 2 класса, английского — с 4—5 классов, французского — с 8—9 классов.

Закон Божий преподается в нашей гимназии с 1 по 11 класс. Иных конфессиональных дисциплин как таковых нет, потому что концепция гимназии предполагает не наставительное обучение вероисповедальным дисциплинам, что нередко приводит к их отрицанию в последующем, сколько преподавание общеобразовательных дисциплин на очень приличном уровне людьми православными и с православной точки зрения. Стоит сказать, что под православными мы понимаем не тех людей, которые ревностно придерживаются внешней атрибутики, то есть обязательно носят, например, юбку, платок, считая, что это чуть ли не главное условие познание Бога, а тех, у кого вера прошла через сердце и разум. В школе должен преподавать учитель, прежде всего, воспитанный в традициях православия, несущий в себе дух культуры мира — христианства — и способный передать его ученикам. Мы стараемся сформировать такую школьную среду, которая предполагала бы установление между педагогом и учеником отношений, отрицающих как авторитаризм, так и безразличие, то есть стремимся к педагогике сотрудничества.

В отличие от государственной школы у нас значительно расширен курс истории и преобразована учебная программа по литературе, которая построена на сочетании требований госстандарта с максимально ранним введением исторического элемента. Например, в 7 классе в гимназии читается довольно основательный курс древнерусской литературы, причем на базе изучения в течение четырех лет церковнославянского языка: в 3—4 классах он преподается на практическом уровне — умение читать, элементарное понимание и так далее, а в 5—6 классах учащимся дается академический курс, я бы сказал, даже не церковнославянского, а старославянского языка.

Без сомнения, на общем фоне наши выпускники выглядят очень прилично. Конечно, многое зависит не только от педагогов, но и от самих детей, от их творческого подхода. Были годы, когда без участия учителей могли, например, появляться литературные журналы среди самих старшеклассников, действовал театр, где не без успеха ставили Ростана или Шекспира, так что мы в 2000 году стали лауреатами шекспировского фестиваля. Сейчас, как мне кажется, мы переживаем некую критическую точку. Но, судя по детям, которые обучаются у нас в старших классах начальной школы и младших классах средней школы, есть надежда, что через год-два положение улучшится.

— На какие средства существует гимназия?

— Фактически все эти годы у нас было только два реальных источника финансирования — родительские взносы и средства из госбюджета. Плата за обучение в нашей гимназии одна из самых низких в Москве среди негосударственных учебных заведений — три тысячи в месяц, причем летние месяцы не оплачиваются. Из более чем 200 обучающихся в «Радонеже» школьников приблизительно 50 процентов — это дети из малообеспеченных семей, поэтому они посещают школу практически бесплатно. Не менее трети бюджета гимназии до недавнего времени составляло госфинансирование.

— Какой была реакция в гимназии на принятие поправок в закон «Об образовании», лишающих негосударственные учебные заведения финансирования из бюджета? 

— Можно сказать, что это создало ситуацию, близкую к катастрофичной. Дело в том, что у нас и прежде было настолько плохо с деньгами, что, например, отпускные за прошлый год педагоги получили лишь в конце сентября — начале октября 2004 года. В прежние годы бывали периоды, когда зарплата учителям выплачивалась исключительно за счет средств государства. Теперь мы живем только на родительские средства и случайные поступления от благотворителей. Несмотря на то, что закон города Москвы «О развитии образования в городе Москве» оставляет за негосударственными образовательными заведениями право на получение финансирования из бюджета, в первом квартале текущего года мы этих средств не получали, и я не уверен, что они будут выплачиваться негосударственным школам задним числом. Сейчас, правда, мы получили косвенное подтверждение, что, возможно, наша гимназия все же будет частично финансироваться из бюджета. Но реальных денег нет, и когда они поступят, сказать трудно, а ведь впереди лето, и нужно выплачивать учителям отпускные.

— В последнее время из разных источников доходят сведения о конфликте, возникшем между педагогическим коллективом гимназии и ее учредителем. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Я работаю в гимназии 12 лет, поэтому знаю все обстановку изнутри. Учредителем гимназии является православное братство «Радонеж», возглавляет которое Евгений Константинович Никифоров. Но лично я считаю акт учредительства чисто формальным, поскольку за все годы существования гимназии она не получала от учредителя ни копейки.

На мой взгляд, система управления гимназия всегда отличалась, если можно так сказать, экзотичностью. Аппарат управления гимназии состоял из гимназического совета и директора. Но никто из нас не знает, кто входит в состав этого совета. Нам, например, не известно, являются ли членами совета директор гимназии священник Алексей Сысоев и его заместители. Иногда совет не собирался по полгода. Механизм принятия решения этим органом четко не определен. Сами решения нередко оставались лишь на бумаге. Но при этом самостоятельно предпринимать какие-либо существенные шаги директор гимназии не мог. Отец Алексей в своих действиях всегда был связан по рукам и ногам. Год назад была принята новая редакция Устава гимназии, не согласованная с трудовым коллективом. На наш взгляд, там есть прямые противоречия Гражданскому кодексу. Так, например, по Уставу учредитель не несет ответственность по задолженностям учреждения. По сути, Евгений Никифоров считает себя свободным от каких-либо обязательств, свободным от заботы о гимназии.

Ситуация особенно обострилась в конце марта этого года. К этому времени накопились многотысячные долги по зарплате учителям. А зарплата наших педагогов, несомненно, самая низкая среди негосударственных учебных заведений и вдвое меньше, чем в государственных учебных заведениях, в связи с чем в последние годы прекратился приток новых кадров в гимназию. Сейчас в школе работают около 70 педагогов.

В создавшейся обстановке, когда, на наш взгляд, учредитель не чувствует своей ответственности за коллектив и не желает конструктивно обсуждать и решать накопившиеся вопросы, для защиты своих интересов педагоги создали профсоюзную организацию, в которую вошли 15 человек — это реальный костяк педагогического состава. В ответ со стороны учредителя последовала активная «законотворческая», если можно так сказать, деятельность: в частности, были попытки запретить профсоюзную организацию, приказ об увольнении директора, который до этого слышал в свой адрес и оскорбления, и угрозы. При этом решение об увольнении директора не обсуждалось ни с кем из педагогов гимназии. Проводились собрания, стали распространяться различные письма среди учеников школы. Нас господин Никифоров называет «революционерами» и считает, что мы хотим сорвать учебный процесс, довести гимназию до банкротства, сменить ее учредителя и захватить здание — так он пишет в информационном письме к сотрудникам и родителям учащихся гимназии «Радонеж». На самом деле большинство педагогов школы, являясь высокообразованными специалистами, все эти годы трудились за гроши, и создавалась гимназия в первую очередь благодаря невероятной энергии и энтузиазму работающих здесь людей и родителей учащихся. На наш взгляд, именно господин Никифоров хочет уничтожить гимназию, превратив ее в маленькую школу для богатых.

Мы были вынуждены обратиться в Патриархию, написав письмо на имя Патриарха и митрополита Климента. Владыка Климент беседовал с отцом Алексеем, а затем принял и весьма благожелательно выслушал делегацию педагогов гимназии. От имени Святейшего он наложил прещения на какие-либо собрания, обсуждения и другие действия, разжигающие конфликт, чему мы очень обрадовались. Официально нам ничего не обещали, но мы надеемся на помощь Патриархии в разрешении ситуации. Во всяком случае, отец Алексей по-прежнему остается директором гимназии.

У нас очень сплоченный коллектив, и в этой конфликтной ситуации, мы, можно сказать, не раскололись. В данном случае я выражаю не только свое мнение, но и точку зрения директора, его заместителей, учителей — то есть той части коллектива, без которой учебный процесс в принципе невозможен.

— Как вы можете охарактеризовать нынешнюю обстановку в гимназии?

— Ситуация находится в подвешенном состоянии. Некоторым учителям, у которых очень тяжелое финансовое положение, сейчас выплатили зарплату за март. Есть и те, которые уже увольняются. Люди все чаще задают вопросы и, не получая ответа, начинают думать, что в них как специалистах, в их работе никто не заинтересован. А ведь создание такой гимназии на пустом месте при отсутствии кадров и средств — это не рутинная работа.

— Сейчас мэрия Москвы приняла решение о передаче зданий, в которых располагаются негосударственные школы, в их оперативное управление сроком на пять лет. Как вы оцениваете это решение?

— На мой взгляд, это половинчатое решение, потому что еще в 1993 году вышел указ Президента Ельцина, а также соответствующее постановление российского правительства, о поэтапной передаче в собственность или пользование религиозных организаций принадлежащего им ранее имущества. Почему, в таком случае, не возвращаются здания церковных учебных заведений, которых в Москве было несколько десятков? Сейчас в оперативное управление передают фактически только несколько детских садов, в которых располагаются эти самые негосударственные школы. Но, например, нашего здания, пока мы сюда не въехали, даже на генеральном плане не было. К тому же большинство этих помещений нуждается в капитальном ремонте, который теперь — при  передаче зданий школам — будут вынуждены делать сами учебные заведения за свой счет. До этого мы как арендаторы не имели права сдавать помещения в субаренду. Теперь появляется возможность пускать в школы сторонние организации. Открываются широчайшие перспективы использования этих зданий в коммерческих целях. Я думаю, что в данном случае все будет зависеть от честности и порядочности конкретных людей. Возможно, какие-то школы выиграют от принятия такого решения, но в других, на мой взгляд, могут начаться странные и необратимые процессы.

— Как вы считаете, у гимназии «Радонеж» есть будущее?

— Я сейчас предпочитаю об этом не задумываться и ничего не планировать. Но могу сказать, что уверен в одном: наша школа — это уникальное учебное заведение. Мы выпустили уже 150 учеников. Из них, насколько я знаю, только 3—4 человека не поступили в высшие учебные заведения, причем по собственному желанию, то есть это их сознательный выбор. Мы имеем практически стопроцентную поступаемость учащихся в вузы. И даже эти формальные показатели подтверждают, что мы на правильном пути. Многие наши выпускники продолжают обучение в Свято-Тихоновском богословском университете, в Российском православном университете имени апостола Иоанна Богослова, на различных факультетах МГУ, МГИМО. Конечно, учиться в нашей гимназии непросто, но все выпускники через какое-то время после окончания школы обязательно приходят сюда и говорят педагогам «спасибо», потому что, взрослея, они понимают, какой крепкий багаж — и духовный, и интеллектуальный — они получили здесь. И, наверное, это самая главная оценка работы гимназии «Радонеж».

Беседовала Светлана Рябкова

 

Следующая статья...»

№ 5 (330) март 2006


№ 7 (332) апрель 2006


№ 8 (333) апрель 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 18(343) сентябрь


№ 1-2 (350-351) январь 2007


№ 9 (358) май 2007


№ 10 (359) май 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 20(369) октябрь 2007


№ 1-2(374-375) январь 2008


№ 6(379) март 2008


№ 7(380) апрель 2008


№ 11(384) июнь 2008


№ 15-16 (388-389) август 2008


№ 20 (393) октябрь 2008


№ 7(380) апрель 2008



№ 20(369) октябрь 2007


№ 15-16 (364-365) август 2007








№ 1-2 (350-351) январь 2007



№ 8 (333) апрель 2006



№ 1-2 (326-327) январь 2006






№ 10 (311) май 2005


ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика