№ 12 (289) июнь 2004 / Святыни

Следующая статья...»

Святые кресты России

Две тысячи лет мир живет под знаком Креста. В сознании каждого верующего человека крест неразрывно связан с добровольной жертвой Сына Божия, Иисуса Христа, принесенной за беззакония всего мира. По неизреченной любви к грешному человечеству и каждой душе человеческой Спаситель сошел с неба на землю, был гоним, осужден и распят, умер на кресте и Своими страданиями и Своей кровью искупил наши грехи.
Но если бы жертва Христова закончилась лишь смертью, то на что бы мы могли надеяться? «Если нет воскресения мертвых, — говорит апостол Павел, — то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 13—14). Однако Господь дал нам великое упование в Своем Воскресении из мертвых, победив не только грех, но и самое смерть. Так орудие мучительной казни стало знаменем победы Христовой над злом, тлением, смертью.
Сегодня, как и во все века, Честной Животворящий Крест Христов — главный символ христианства. Настоящий гимн Кресту Христову воспевали многие святые и подвижники Православной Церкви. Вот слова о Кресте преподобного Иоанна Дамаскина: «Он — щит, и оружие, и памятник победы над диаволом. Он — печать, для того, чтобы не коснулся нас истребляющий, как говорит Писание. Он — лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих приведение к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, растение Воскресения, древо жизни вечной».
О богословии, истории и традициях Креста в России ЦВ рассказывает в специальном приложении, при подготовке которого использованы материалы из альбома С.В. Гнутовой «Крест в России».

Благодарить Творца «крестообразно»

Размышляя о Кресте, мы тем самым испытываем свой дух, данный человеку Творцом при его творении. Пронизывая собой все и вся, Крест приводит нашу мысль ко глубинам мироздания, расширяет душу и разум до объемов Вселенной и открывает тайны бытия всего видимого и невидимого. И тот же Крест освещает лабиринт нашего собственного сердца, становясь ключом к сокровенным тайнам души. Воистину Крест сопровождает человека от его рождения в мир и до бесконечности в Царствии Божием. Каждый этап нашей жизни освящается крестным знамением.
Сколь многоразличны изображения Креста и области его присутствия, столь же неисчислимы и Кресты невидимые, начертанные «Духом Бога Живаго... на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3, 3). Однажды на вопрос, как благодарить Бога за Его всещедрую милость, некий юродивый, по свидетельству церковного писателя Сергия Нилуса, ответил: «Крестообразно!». И этот мудрый совет, выраженный одним словом, вводит нас в глубокое богословие личного крестоношения верующего христианина.
«Если кто хочет идти за Мною, — предлагает Господь наш Иисус Христос, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 16, 24; Мр. 8, 34; Лк. 9, 23). В этом Божественном призвании сокрыта тайна, ибо нам далеко не всегда ясен и очевиден ответ, в чем же состоит Крест каждого из нас.
Благодарить Творца «крестообразно» — значит воспринимать все происходящее в жизни как промыслительное действие Бога, в итоге приводящее к нашему спасению от греха и к обретению Истины, которая делает нас свободными (Ин. 8, 32). Но если, вопреки сугубо личной ответственности за вверенное Божие достояние, человек «благополучный» станет расточать его, не принося пользы ни ближним, ни дальним; если он начнет применять дарованные ему свыше блага лишь для удовлетворения своих греховных и порочных наклонностей, — то это будет преступлением перед Богом и людьми, ибо «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48).
Крест, о котором повествует великое множество исследований от времен древних и до наших дней, ...пребывает средоточием самой сути человеческой жизни и вместе с тем — живоносной причиной и стержнем многовекового бытия России.
Из предисловия Митрополита Минского и Слуцкого Филарета к альбому «Крест в России».

Следующая статья...»

№ 4 (305) февраль 2005


№ 5(306) февраль 2005


№ 7 (308) апрель 2005


№ 8 (309) апрель-май 2005


№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 17 (318) сентябрь 2005


№ 11 (335) июнь 2006


№ 12 (336) июнь 2006


№ 8 (357) апрель 2007


№ 11 (360) июнь 2007


№ 12 (361) июнь 2007


№ 13-14 (362-363) июль2007


№ 15-16 (364-365) август 2007


№ 17(366) сентябрь 2007


№ 18(367) сентябрь 2007


№ 6(379) март 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 17(390) сентябрь 2008


№ 21 (394) ноябрь 2008


№ 11 (360) июнь 2007


№ 8 (357) апрель 2007



№ 17 (318) сентябрь 2005


№ 13-14 (314-315) июль 2005


№ 12 (313) июнь 2005


№ 13-14 (290-291) июль 2004





№ 12 (289) июнь 2004










№ 8 (285) апрель 2004


№ 15(268) август2003

ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика