№ 1-2 (302-303) январь 2005 / Официальные документы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру, приходским советам храмов города Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании (IV часть)

В области религиозного образования также существуют трудности и нерешенные проблемы.

Прежде всего следует сказать о такой традиционной форме духовного просвещения, как воскресные школы. Сегодня многие настоятели приходов обременены заботами по восстановлению храмов и преодолению материальных трудностей и забывают о необходимости развития этой части приходской жизни. Это говорит о недостаточно серьезном отношении к данному вопросу. Между тем деятельность воскресных школ — не менее важный вопрос, чем любая другая проблема прихода.

Мы неоднократно призывали духовенство Москвы к организации воскресных школ на каждом приходе. Если верить количественным показателям, ситуация немного улучшилась.

Но, к сожалению, в воскресных школах часто царит формализм, преподавание ведется сухо и никак не соотносится с реальной жизнью. В результате число учащихся воскресных школ ежегодно снижается.

Следует заботиться о том, чтобы преподавание было живым, образным, давало возможность слушателям применять полученные знания в жизни. Необходимо уже сейчас ввести штатные единицы на приходах для педагогов воскресных школ.

Одновременно с этим следует уделять пристальное внимание качеству учебных пособий, используемых для преподавания. Вся издаваемая приходами учебно-методическая литература должна предоставляться в Синодальный отдел по религиозному образованию и катехизации для прохождения экспертизы на предмет соответствия православному вероучению и пригодности для учебного процесса.

Еще одна проблема в этой области — возрастной состав учащихся наших воскресных школ. Основную массу обучающихся здесь составляют дети в возрасте от 5 до 12 лет. То есть, за некоторым счастливым исключением, в наших воскресных школах почти полностью отсутствуют учащиеся подросткового возраста.

Причины этого различны. Это отсутствие семейных православных традиций, церковного уклада жизни, которое приводит к тому, что даже в православных семьях теряется личностный контакт родителей с подростками, а попытки решить эту проблему внешними дисциплинарными мерами, как правило, являются и неэффективными, и опасными.

В этот период жизни перед человеком крайне остро встает проблема социализации. Мнение сверстников, товарищей часто становится определяющим при выборе манеры поведения, при этом очевидно, что большинство школьников и студентов не являются практикующими христианами и соответственно не имеют евангельской мотивации поступков.

Одновременно с этим увеличивается школьная нагрузка, что требует увеличения времени, посвящаемого учебе. В то же время у подростков появляются новые интересные занятия помимо воскресной школы.

Малышей в церковь приводят родители, которым они послушны, но сохранить интерес к воскресной школе у подростков ввиду перечисленных причин очень непросто. Одним изучением Закона Божия, литургики и церковнославянского языка здесь не обойтись.

Дети верующих родителей не застрахованы от искушений переходного возраста, когда безоговорочная «детская» вера проходит испытание на прочность в «горниле сомнений». Ребенок начинает познавать мир сам и выбирает свой путь.

Кроме того, значительную часть детей, если не большинство, в воскресную школу приводят родители из неблагополучных семей. Чувствуя необходимость духовного воспитания, они надеются, что их чадо получит здесь все, что следует. Однако воспитание не будет иметь успеха, если семейная жизнь ребенка неумолимо опровергает то, что он слышит на уроках.

Духовное развитие и воспитание детей начинается с духовного воспитания родителей. И здесь велика роль катехизаторских бесед с взрослыми прихожанами и с теми людьми, которые прихожанами пока не стали. Разумеется, легче воспитывать ребенка в христианском духе, если и он сам, и его родители — верующие. Глубокая, нелицемерная вера взрослых и их горячие молитвы являются крепкой опорой для ребенка в тот многосложный период жизни, когда душу одолевают религиозные сомнения и проснувшаяся чувственность, а снаружи подступают многочисленные соблазны мира сего.

Необходимо учить ребенка различать добро и зло, чтобы зло не подкрадывалось к нашим детям волком в овечьей шкуре, важно показать, что стоит за приманкой запретного плода.

Крайне важно привлечь детей к активному участию в жизни прихода. Наиболее традиционные формы приходской деятельности подростков — это участие в богослужении, обучение церковному пению и чтению, помощь в алтаре и при благоустройстве или украшении храма. Необходимо только следить, чтобы труд детей был соразмерен их силам и воспринимался ими не как тягота, а как награда и почетная обязанность.

Какими бы ни были формы участия молодых людей в жизни прихода, важно, чтобы человек стал своим в Церкви, сроднился с ней и воспринял ее интересы как свои собственные. Только в таком случае он будет иметь возможность противостоять тлетворному влиянию зла. Для людей же внешних такой человек будет добрым примером, достойным подражания.

Имеющийся опыт с очевидностью показывает, что наиболее устойчивых результатов удается достичь в тех воскресных школах, где наряду с указанными выше предметами детям предлагаются для освоения дисциплины общеобразовательного или прикладного характера. В качестве примеров первого рода можно назвать краеведение, историю, литературу, живопись и т. п., из прикладных предметов можно назвать столярное дело, резьбу по дереву, шитье, авиамоделирование, программирование и многие другие. Особой сферой деятельности воскресных школ является организация творческих кружков, например театральных, хоровых, фольклорных, музыкальных.

Все виды творчества приемлемы для верующего, лишь бы они были наполнены соответствующим духовным содержанием. И на приходах должны быть центры (кружки, школы, клубы — неважно, как они будут называться), где православная молодежь могла бы реализовывать свои творческие стремления и потребности.

Прекрасным средством, способным объединить детей прихода и дать им возможность творчески раскрыться, может стать выпуск детской приходской газеты со стихами, рассказами разного рода, обсуждениями интересных проблем, в том числе и острых. Воскресные школы должны перерождаться (пусть очень плавно) в своего рода дома творчества христианской молодежи.

Следует иметь в виду, что наиболее живой отклик у молодежи находят акции спортивного и военно-патриотического характера. У нас в Москве действует ряд воскресных школ, работающих в этом направлении, и мы с удовлетворением можем отметить, что подобные формы работы с молодежью приносят явные положительные результаты.

Причина успеха этих начинаний в том, что указанные методы работы учитывают специфику подростковой психологии и опираются на определенные закономерности воспитания детей.

На пороге зрелости человек стремится к осмыслению своего места в мире и обществе, что связано с необходимостью самоопределения. Ввиду данной особенности указанный период всегда является в определенном смысле кризисным. Иногда самоопределение осуществляется в форме противопоставления себя общепринятому укладу жизни или даже традиционным нравственным ценностям. Именно поэтому следует быть особенно осторожными и деликатными с юными душами. К подростку неприменимы те формы убеждения, которые дают прекрасный результат с малолетними детьми. Для юной души очень важно сознание того, что общающийся с ним взрослый ценит и уважает его свободу.

Вместе с тем для подростков характерно стремление к единству с близкими по духу людьми. Все мы хорошо знаем, как значимо для школьника мнение того коллектива, в котором он желает утвердиться в качестве полноправного члена. Так возникают подростковые группы, которые далеко не всегда могут быть положительно оценены.

Игнорирование данных особенностей молодого поколения — непростительное упущение для пастырей Церкви. Нам следует учитывать специфические особенности душевного устроения подростков и стремиться к такой организации деятельности воскресных школ, при которой способности юных прихожан были бы максимально востребованы.

Стремление подростков к социализации часто приводит к тому, что мнение лидера той группы, с которой он себя идентифицирует, имеет для него большее значение, чем слово родителей. Причем от лидера ожидается полное погружение в жизнь своего коллектива. Лидер должен жить жизнью своего объединения. Очевидно, что священник редко может себе это позволить. Поэтому он должен найти талантливого человека, который возьмет на себя труд по организации жизни подростковой общины прихода.

Необходимо предоставить подросткам возможность взаимного общения не только в храме, но и во внебогослужебное время. Для этого могут быть организованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы помощи немощным членам прихода и многие другие формы деятельности подростков на приходе. Конечно же, все это требует труда, материальных затрат и духовных усилий. Но как писал святитель Николай Японский, «наше служение есть духовное рождение чад Богу; какое же рождение не связано с муками?».

Первые положительные результаты работы в данной области уже имеются. Например, в одном из благочиний нашего города первоначальное стремление к организации футбольного матча на уровне одной воскресной школы в конечном итоге привело к проведению целого комплекса соревнований по самым разнообразным видам спорта, в которых приняли участие не только воскресные школы благочиния, но и молодежные военно-патриотические организации. Пред началом соревнований совершался молебен с участием детских приходских хоров.

Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Благодаря такой деятельности укрепляются и связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном служении Церкви. Убежден, что данное направление работы воскресных школ имеет огромное значение и прекрасную перспективу.

Другой проблемой деятельности воскресных школ является их отчужденность друг от друга. Задача ближайшего времени — преодолеть эту изолированность. Для исправления ситуации нами создан квартальный альманах «Открытый урок», отражающий опыт лучших школ Москвы.

Координация жизни воскресных школ и управление их развитием является прерогативой соответствующей Епархиальной комиссии. Хочу обратить внимание сотрудников этой структуры на необходимость организации работы с учетом указанной задачи.

При этом следует помнить, что единение воскресных школ может быть достигнуто только через осознание общности цели и стремление поделиться тем положительным опытом, который имеется в каждом приходе. Одними административными мерами успеха в этом деле достичь невозможно.

Далее были рассмотрены вопросы социального служения Церкви в современном обществе, сегодняшние проблемы монастырей и монашеской жизни, а также вопросы отчетности. Отдельная часть обращения была посвящена изменениям в гражданском законодательстве, связанным с правовым режимом государственных и муниципальных земель, переданных или подлежащих передаче религиозным организациям, а также вопросам правового урегулирования пенсионного стажа священнослужителей и работников религиозных организаций.

 

***

Мы коснулись сегодня многих проблем жизни Церкви, разрешение которых не терпит отлагательства. Когда я напоминал о духовном опустошении нашего отечества в годы богоборчества, перед моим мысленным взором предстали выжженные солнцем пустыни Святой Земли. Когда проезжаешь их летом, то ничего кроме камней не видишь. Но весной, в сезон дождей, эти безжизненные камни вдруг оживают — все зеленеет и цветет, потому что выжженной бывает только поверхность, а внутри, под каменистой почвой, сохраняются корни, которые и дают возможность пустыне процвести.

Я искренне верю и надеюсь, что в глубинах сознания русских людей, в наших духовных пустынях, сохранились корни благочестия и подлинной веры. Политые кровью бесчисленного множества новомучеников Российских, они способны оживить и нашу церковную ниву, которая по милости Божией уже расцветает, чему мы являемся свидетелями. И мы все призваны к возделыванию и удобрению этой пажити.

Многие подвижники Православия, пострадавшие в годы гонений, радуются ныне тому, что пришло время возрождения духа нашего православного народа. Будем помнить, что во всех событиях и явлениях нашей жизни действует десница Божия.

Мы благодарим участников сегодняшнего Епархиального собрания за внимание и поздравляем всех с наступающим Новолетием и грядущим праздником Рождества Христова. Каждый прожитый год побуждает нас задаваться вопросом, насколько мы взрастили в своей душе семя веры и насколько мы готовы к встрече с Господом и Спасителем, «возлюбившим нас и омывшим от грехов Кровию Своею»  (ср.: Откр. 1, 5).

Поэтому в заключение хочу обратиться к вам словами святого апостола Петра: «пастырей ваших умоляю... пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Пет. 5, 1–3).

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 15-16 (388-389) август 2008





№ 17(390) сентябрь 2008





№ 18(391) октябрь 2008





№ 20 (393) октябрь 2008





№ 21 (394) ноябрь 2008




















№ 20 (393) октябрь 2008





ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика