№ 5(378) март 2008 / Официальные документы

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Всемирном Русском Народном Соборе

Ваше Святейшество!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня на рассмотрение XII Всемирного русского народного собора вынесена исключительно важная тема. Три дня будет длиться разговор между молодыми людьми и представителями старшего поколения о том, как молодому человеку строить свой жизненный путь.

Молодость — пора кипучей энергии и больших скоростей. Думаю, именно поэтому молодой человек ощущает, что современный мир высоких технологий и быстрых темпов — это его стихия. На мой взгляд, не случайно именно в молодости человек обладает огромной жизненной энергией. В юные годы происходит активное созидание личности — ее самоопределение и развитие. В масштабах всего общества молодые люди являются энергетическим ресурсом, за счет которого оно развивается. Поэтому для общества молодежь — это бесценное достояние.

Однако в повседневной жизни находится немало желающих воспользоваться гиперэнергией молодости в недобрых целях. Такое отношение больнее всего ранит юные души. В разные исторические периоды находились силы, стремившиеся подчинить волю и ум молодых, сбить их с верного пути, заставить их служить ложным целям. В наше время особенно часто приходится встречать утилитарное отношение к молодому поколению, когда в нем видят не цель, а средство.

Сегодня, в век информационных войн и технологий, манипулировать людьми стало особенно легко. Сила влияния, исходящая от телевидения, Интернета, безбрежного моря аудио- и видеопродукции, во много раз превзошла влияние семьи, школы и других общественных институтов. Человеку — и молодому, и взрослому — стало непросто отличить свои собственные желания и мысли от тех, что навязаны извне.

Как разобраться в том, что правильно, а что нет, что хорошо, а что плохо, для чего стоит жить и ради чего можно пожертвовать жизнью? Очень важно, чтобы молодой человек твердо знал ответы на эти базовые вопросы. А на них можно ответить, только зная Истину. К сожалению, сегодня многие, в том числе и молодые люди, ищут не Истину, а оправдания своих мыслей, желаний и поступков. Часто человек находится в плену безграничного доверия самому себе. Однако опыт показывает, что такое безграничное «само-доверие» нередко заканчивается трагедиями и разбитыми жизнями.

Истина же заключает в себе такое знание о самом человеке и окружающем мире, которое способно утвердить и обогатить человеческую жизнь, а не разрушать ее. Об этой Истине я и хочу с вами поговорить.

 

Вера

В детстве и юности, даже если мы не получили никакого религиозного воспитания, каждый интуитивно ощущает духовное измерение мира. Молодой человек неведомым образом знает, что он не есть только материальное существо, а мир не состоит только из видимых вещей. Нельзя пренебрегать этой интуицией. Важно следовать ей. Как мы развиваем свою речь и мыслительную способность, так необходимо откликаться и на духовные движения нашей природы. Без усилий с нашей стороны эти способности останутся неразвитыми или искаженными. Их уровень будет заметно снижаться вплоть до полной потери.

Просвещенные умы человечества никогда не отвергали духовной стороны человеческой природы. Например, известный немецкий философ Иммануил Кант в одном из своих произведений писал: «Признаюсь, что я очень склонен к утверждению о существовании в мире нематериальных существ и к причислению к этим существам собственной моей души».

Религия содержит знания о мире и человеке не только как о материальных явлениях, но и как о творениях Божиих, имеющих высокую цель и предназначение. Именно этому учит православное христианство, к которому принадлежит большинство из присутствующих на Соборе. Жизнь Церкви является той формой, в которой люди совместно могут раскрывать свою духовную природу.

Но что такое Церковь? Церковь — это не здание определенной архитектуры, не священник или епископ. Это только ее элементы. Церковь — это форма жизни, возникающая из союза Бога и людей. Каждый верующий человек является представителем Церкви. Церковь — это не нечто внешнее по отношению к человеку; он сам — ее часть. Иногда люди говорят, что у них «Бог в душе», и этого достаточно, а молиться с другими людьми в храме или разделять с ними общее дело во имя веры не нужно. А разве человеку не хочется разделить свою веру с другими? Человек — существо общественное. Более того, Сам Бог явил свое желание общаться с нами и давать Свою помощь при условии, что мы будем любить не только Его, но и наших ближних.

Сегодня многие молодые люди обращаются к вере, к Церкви. Но еще большее число их сверстников продолжает оставаться вне церковной жизни, несмотря на то, что они являются людьми крещеными, считают себя православными. Но почему же молодежь с таким трудом находит путь к храму, к живой, а не к формальной вере? Наверное, можно назвать много причин. Но главная, на мой взгляд, заключается в том, что, к сожалению, в Церкви недостает пастырей и людей старшего поколения, которые могли бы со вниманием отнестись к молодому человеку и помочь ему сделать первые шаги в вере. Из-за разрыва преемственности поколений в атеистическое время сами взрослые люди только недавно пришли к вере. Мало кто из них способен передать свой опыт молодому поколению.

Есть еще одна причина, о которой мне хотелось бы сказать особо. Некоторых молодых людей Церковь и в целом религиозный образ жизни смущает тем, что он сопряжен с исполнением целого ряда правил. Кто-то думает, что священники только тем и занимаются, что выдумывают разного рода запреты. Наверное, для молодого человека нет ничего скучнее, чем разговор о нравственности. Ведь в молодости много энергии и сил, каждому хочется познать все в этом мире. А Церковь предлагает какие-то ограничения.

Представим себе, что кто-то из ребят решил заняться футболом. Он идет к тренеру, чтобы последний обучил его мастерству. И  первое, чему учит его тренер — правила игры. Он говорит: руками мяч не трогать! С мячом нельзя заходить за ограничительную линию! Не хватать противника за форму! И  самое главное: если вы хотите не просто играть в футбол, но и выигрывать, то вы не должны курить, вам следует не ложиться поздно спать, не есть много сладостей, не употреблять спиртного. Много ограничений, очень много. Никто не спорит, можно всем этим себя не утруждать и пинать мяч без всяких правил, кому как нравится. Но можно ли будет назвать эту игру футболом? Конечно, нет. Ничего нельзя достичь в жизни всерьез без усердия, прилежания и подвига. Когда мальчик решается начать играть в футбол, его нисколько не смущают все эти правила, потому что он хочет научиться играть и даже стать профессиональным футболистом.

Заметим, далеко не все люди хотят стать футболистами, но все люди хотят быть счастливыми, успешными. По-настоящему счастливым человек может быть только если он сумеет удовлетворить свои как духовные, так и материальные потребности. И здесь не обойтись без соблюдения определенных принципов и норм, хранительницей которых и выступает Церковь. Моральные нормы — это не внешние запреты, которыми кто-то захотел испортить нашу жизнь. Это  указатели того, где находится добро, куда направлять нашу свободу.

Но посмотрите на это с другой стороны. Именно потому, что у вас много сил и энергии, жалко ее тратить на вещи, которые завтра превратятся в дым и окажутся призрачными. Было бы правильно направить силы на что-то реальное, что останется с нами навсегда, в вечности. Нравственные принципы, которые хранит и проповедует Церковь, являются такими ориентирами для строительства полнокровной человеческой жизни. Бог, обращаясь к нам, как бы говорит: «Я тебе помогу, человек. Не надо тратить время на поиск нормы жизни, она уже есть. Используй свою жизнь для созидания и творческой реализации этих принципов». Нравственные нормы приобщают к заботе о слабых, учат не гордиться имеющейся властью, не унижать другого человека, не лгать, не стремиться к бездумной наживе, не брать взяток. Открывается широкая перспектива для положительной деятельности. Человек призван познавать этот мир, украшать его и поддерживать в нем жизнь. Нравственные нормы учат нас разрабатывать новые формы общения, проявления сотрудничества и дружбы, создавать семьи и растить детей.

Вера в Бога задает человеку предельную систему координат, как бы вручая ему карту видимой и невидимой вселенной, делает его способным пройти путь от земли до Неба.

Давайте ценить свою традицию, давайте защищать наше общее духовное наследие и строить личную и общественную жизнь, руководствуясь нормами веры. Вдохновляясь именно верой, наши предки сумели создать великую культуру и великую державу.

 

Отечество

У молодости есть еще один талант, который помогает человеку познать Истину. В  эти годы человек легко заводит друзей, легко жертвует своими благами и комфортом ради дружбы. Молодой человек не может быть один. Ему хочется делить свою жизнь с другими. Это совпадает с учением Церкви о том, что невозможно любить Невидимого Бога без любви к ближнему, которого ты видишь.

Именно любовь к Отечеству является исполнением заповеди Божией о любви к ближнему. Это значит, что надо строить свою жизнь так, чтобы принимать во внимание не только личные интересы, но и интересы других; быть участливыми, отзывчивыми, заботливыми, неравнодушными. Есть такая мудрость: нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой родной дом — страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься.

Человек, который открыл для себя что-то хорошее, всегда желает разделить это с другими. В молодости особенно хочется распространить свое видение мира и найти побольше единомышленников. Однако, защищая свои взгляды, мы должны учиться признавать свободу другого человека. Потому что так делает Бог. Он не вторгается в нашу жизнь, как тиран, но дает возможность людям проявить себя свободно. Так и мы должны походить на Него и уважать жизненный выбор других людей. В этом случае подходящим средством общения может быть диалог. Только в диалоге и сотрудничестве с другими мы сможем построить действительно гармоничное общество, способное вместить в себя все наличное множество культур, религий и традиций.

Самобытность нашей страны заключается в том, что она объединяет многие народы, культуры и религии. Благодаря мудрой и взвешенной политике наших предков им удалось создать уникальное полифоническое пространство доверия и соработничества, известное как Русский мир, в котором разные народы, культуры и религии мирно уживались, и который в отличие от Европы никогда не знал войн на религиозной почве. Сегодня в этом уникальном и позитивном историческом опыте нуждается не только Россия; пожалуй, еще больше в нем нуждается остальной мир. Мы должны сделать все зависящее от нас, чтобы не позволить расколоть мир, на сей раз уже по религиозному и цивилизационному признаку.

Мы должны осознать, что все, кто призывает нас к национально-религиозной обособленности, на самом деле просто хотят, чтобы Россия как великое государство более не существовала. Все это не просто безответственное фантазирование, не просто конструирование абстрактных историософских схем. Это взрывоопасные идеи, которые могут обернуться катастрофой для нашей страны. Мы должны решительно отвергнуть их, потому что они ведут Россию и ее многонациональный народ к упадку и разрушению. Те, кто иногда критикует нас за добрососедские отношения с исламом, иудаизмом, буддизмом и некоторыми христианскими конфессиями, просто забывают опыт царской России. Взгляните на Санкт-Петербург — тогдашнюю столицу Российской империи. В этой столице находилось место для достойного присутствия тех религий, которые существовали на территории России на протяжении столетий.

Любовь к своему народу, религии и культуре не должна ограничивать приятие и доброе отношение к представителям других традиций и приверженцам других взглядов. Истинный патриот не пренебрегает духовными достижениями иных стран и народов, он стремится постигнуть и усвоить их, чтобы обогатить свою культуру.

 

Семья

В юные годы каждый человек открывает в себе еще одно сильное устремление. Несмотря на общение со многими людьми, он стремится иметь более тесные и доверительные отношения с тем единственным или с той единственной, кто разделял бы с ним его духовную и телесную жизнь. Исполнением этого желания является семья, в которой личность обретает полноту и цельность жизни.

Но может случиться и по-другому. Нередко молодые девушки и юноши используют заложенное в них природное стремление к другому полу только на малую долю, ограничив себя поиском телесного удовольствия. Что происходит в этом случае? Когда телесное общение ставится на первое место, то личность подруги или друга перестает играть главную роль. Захваченный страстью человек видит только внешнюю и эмоциональную привлекательность другого и остается безразличным к его внутреннему миру. В результате, как только проходит страсть, сразу теряется и интерес к человеку. Телесные связи вне семьи унижают человеческое достоинство.

Бывает так, что люди начинают жить вместе семейной жизнью, не желая брать на себя никаких обязательств ни перед Богом, ни перед людьми. Сегодня очень модны так называемые пробные или гражданские браки. Парень и девушка сходятся и живут совместно. Если у них складывается жизнь, то они остаются вместе и потом даже регистрируют брак, венчаются в церкви. А если нет, то расходятся. Многие считают, что в семейных отношениях, как и в других сферах жизнедеятельности, богатый опыт является основой последующего успеха. В отношении любой профессии это справедливое утверждение. Но к интимным отношениям оно неприменимо. Чем больше у человека было увлечений и связей, тем более он становится недоверчивым и подозрительным. У него теряется способность раскрываться перед другим человеком и доверять ему. Более того, такой человек не способен искать компромисс и преодолевать трудности в отношениях, потому что всякий раз, когда они возникали, он просто разрывал общение.

Семья предполагает ответственное отношение людей друг к другу. Семья — это совместный труд по достижению взаимопонимания, взаимопомощи, наконец, совместного счастья. Семья невозможна без детей. Они являются продолжением мужа и жены. Кто-то откладывает рождение детей, потому что желает пожить в свое удовольствие. При этом такие люди лишают себя большой радости воспитания и общения с детьми. Конечно, воспитание детей — это труд. Но, как говорит наш народ, «без труда не выловишь и рыбку из пруда». Настоящей радости без усилий не бывает. Надо полюбить труд, который создает настоящее счастье.

Еще семья — это укрепление и поддержка связей со старшим поколением — родителями, дедушками и бабушками, дядями и тетями, со всеми другими родственниками. Крепкие семейные связи во много раз усиливают личность, придают ей устойчивость в этом бурном мире, дают ее реальную опору. Конечно, проблема отцов и детей всегда будет оставаться актуальной. Для этого есть естественные причины, заключающиеся в несовпадении жизненного опыта разных поколений. Конечно, это несовпадение можно рассматривать как источник конфликтов, а можно — как повод для тесного общения. Важными условиями такого взаимополезного общения являются почтение к старшим и одновременно внимательное отношение родителей к своим чадам. Обращаясь к отцам семейств, святой апостол Павел, между прочим, убеждает их не раздражать своих детей (Еф. 6, 4).

Многие из вас уже сейчас работают. Кто-то еще учится в школе или университете. Мне хотелось бы, чтобы вы не только благополучно устроили свою личную жизнь, но и на месте своего служения всеми возможными силами стремились противостоять пропаганде насилия, жестокости, легкомысленного отношения к семье и браку. Мы были свидетелями того, как в нашем обществе на протяжении многих лет происходило, а подчас и сегодня происходит разрушение престижа семьи, дискредитация положительных образов женщины-матери и мужчины-отца. Нередко за всей этой «разлагаловкой» — чьи-то конкретные интересы, и не в последнюю очередь — коммерческие. Обращаясь к тем, кто зарабатывает деньги на разложении людей через видеопродукцию, рекламу или печатное слово, хочется громко сказать: «Подумайте о своих собственных детях, а в конечном итоге о самих себе!» Ведь дети, жены и мужья этих развратителей — часть того же общества, на которое обращают они свое губительное влияние.

Мы все живем в новой, молодой России, которая, как и вы, испытывает немало сложностей на пути своего становления. Пройдя через горький опыт отторжения от собственных цивилизационных основ и корней, она вновь возвращается на свои исторические рельсы. Сегодня нам предстоит восстановить разорванную связь времен и традиций и уже на этой основе строить свое будущее. Как человек с жизненным опытом, хочу обратиться к вам, молодым людям современной России, с призывом блюсти веру отцов, быть преданными Отечеству, стремиться к созданию полнокровной семьи. Эти истины испытаны временем, на них нужно и должно опереться. Только так мы сможем добиться успеха в личной жизни и успехов великой страны.

Историческая Россия стала великой страной не потому, что она имела много ресурсов, но потому, что у нее была высокая цель — обустроить огромные географические пространства и построить великий русский многонациональный мир, достичь справедливости и согласия. А также еще и потому, что для большинства наших людей жизнь без Бога, без веры, без ориентации на высокие цели, одним словом, без вертикального измерения, — была лишена смысла. Дай Бог молодому поколению усвоить и сохранить этот смысл.

 

«..Предыдущая статьяСледующая статья...»

№ 8(381) апрель 2008


№ 9 (382) май 2008


№ 10 (383) май 2008



№ 11(384) июнь 2008



№ 12(385) июнь 2008



№ 13-14(386-387) июль 2008



№ 15-16 (388-389) август 2008



№ 17(390) сентябрь 2008



№ 18(391) октябрь 2008



№ 20 (393) октябрь 2008



№ 21 (394) ноябрь 2008




















№ 20 (393) октябрь 2008



ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ

Церковный вестник

Полное собрание сочинений и писем Н.В. Гоголя в 17 томах

 Создание и поддержка —
 проект «Епархия».


© «Церковный Вестник»

Яндекс.Метрика